За дымом и грохотом войны. Слайд 6

В годы Великой Отечественной войны Константин Паустовский очень тесно сотрудничает с театрами. В 1941-1945 году им было создано около 20 пьес на военную тематику («Кружевница Настя», «Знакомый голос», «Томик Пушкина», «Белые кролики» и др.). Его пьесы публиковались в сборниках для художественной самодеятельности и фронтовых сборниках («На фронте и в тылу», «Тыл фронту», «Во имя Родины»), широко ставились на сценах известнейших театров страны.


«Я рад, что мне пришлось работать для этого театра в первые годы Отечественной воны в тяжёлых условиях эвакуации в Барнауле и на Алтае. Там, в Барнауле, в обледенелых залах театра, бывшего некогда тюремной церковью, в полной мере обнаружилось мужество, сила духа и величайшая преданность искусству, как Александра Яковлевича Таирова, так и коллектива театра».
Речь К. Г. Паустовского «К тридцатилетию театра» на торжественном вечере, посвящённом 30-летию Камерного театра.

Драматургия Константина Георгиевича Паустовского в этот период тесно связана с событиями Великой Отечественной войны. Он пишет о значимых сражениях и блокаде городов. Но упор делает не на событийный план и описание боев. В поле зрения автора оказывается жизнь простых людей в непростых жизненных ситуациях. К. Г. Паустовский показывает жизнь городов и их жителей на фоне происходящих боевых действий. Писатель стремился показать неостановимость жизни, невозможность убить души людей и их чувства.
Героями его пьес становятся простые люди, но неизменно наделенные выдающимися способностями (в пьесе «Пока не остановится сердце» — это актриса Анна Мартынова, в «Кружевнице Насте» — рукодельница Настя, в пьесе «Держимся, адмирал Нахимов!» — пловчиха Маруся Черненко, в пьесе «Счастье» — героиня владеет навыками гребли). Константин Георгиевич Паустовский показывает необыкновенность русского народа, наделенного талантами. И именно этот творческий потенциал народа является одной из составляющих будущей победы.

Молодежная эстрада, вып. девятый.— М.: Молодая гвардия, 1944 г.
В сборник вошла пьеса К. Г. Паустовского «Счастье». Пьеса посвящена обороне Крыма , была написана в 1944 году. Действие пьесы происходит в дни освобождения Крыма от немцев (Крым, глухое побережье около Судака).

Государственный Московский Камерный Театр. Пока не остановится сердце. Пьеса в 3-х действиях (по пьесе К. Г. Паустовского). Премьера. 25, 26, 29, 30 декабря 1943 г. Москва.

Одна из самых заметных постановок Константина Паустовского военного времени, пьеса «Пока не остановится сердце», создавалась совместно с Александром Яковлевичем Таировым и Алисой Георгиевной Коонен в 1942 году в Барнауле и Белокурихе. 4 апреля 1943 году в Барнауле состоялась премьера спектакля «Пока не остановится сердце» (пост. А. Таиров, худ. К. К. Коваленко и К. Ф. Кривошеиной, музыка — Г. Свиридов), главную роль в котором исполняла Алиса Коонен. 25 декабря 1943 года пьеса прошла в Москве на сцене Камерного театра с неизменными аншлагами.


«Пьеса идет хорошо. В дни спектаклей на Тверском бульваре от Пушкина и Тимирязева до театра стоит сплошная цепь людей, взывающих: «Нет ли лишнего билета, граждане?» Но театральные рецензенты шипят».
К. Г. Паустовский — С. М. Навашину, 15 января 1944 г.

Ногинский городской драматический театр. Рыцари звездного неба. Пьеса в 3-х действиях (по пьесе К. Г. Паустовского). Премьера. 29 февраля, 2, 3 и 4 марта (надпись сделана чернилами). Год не указан.

Для Театра Моссовета К. Г. Паустовский написал пьесу «Рыцари звездного неба» в 1942 году. По сути, это переложенная на тему Великой Отечественной войны пьеса «Созвездие гончих псов».

В начале войны Константин Паустовский работает над пьесой для МХАТа «Семейная тайна». В этот же период он пишет сценарий фильма «Лермонтов», а его пьеса «Поручик Лермонтов» с успехом идет на сценах театров нашей страны. Позднее им были созданы пьесы «Белые кролики», «Рыцари звездного неба», цикл пьес об осажденных городах («Томик Пушкина», «Ленинградская ночь», «Держимся, адмирал Нахимов!», «Знакомый голос»).