Константин Георгиевич Паустовский на протяжении всей жизни обращался к творчеству Александра Сергеевича Пушкина. В разные годы по впечатлениям от посещения Михайловского и Тригорского им были написаны произведения, посвящённые великому поэту. Самыми известными из них являются очерки «Михайловские рощи» и «Ветер скорости», роман «Дым отечества». К. Г. Паустовский бывал в этих местах неоднократно: впервые он посетил Михайловское в 1937 году. Позже он писал: «У меня ещё в юности началась страсть посещать места, связанные с жизнью любимых писателей и поэтов. Лучшим местом на земле я считаю холм под стеной Святогорского монастыря в Псковской области, где похоронен Пушкин. Таких далёких и чистых далей, какие открываются с этого холма, нет больше нигде в России» (Из письма к Л. Н. Делекторской).
Для К. Г. Паустовского творчество А. С. Пушкина существует вне времени. Писатель понимал величие Пушкина, испытывал особенный трепет перед его именем, ощущал свой непременный долг перед поэтом: «Пушкин – наш друг, наш спутник и наш учитель на протяжении всей нашей жизни, от детских лет до глубокой старости. Поэтому так любит его весь русский народ и все народы нашего Союза, так же, как и все передовые люди человечества. Эта наша любовь к Пушкину никогда не иссякнет» (К. Паустовский. Наш Пушкин).
Константин Паустовский писал предисловия к изданиям стихотворений и сказок А. С. Пушкина. Он принял участие в праздновании 150-летия со дня рождения поэта. Для Малого театра им была написана пьеса «Наш современник» («Пушкин»). Пьеса оставалась в репертуаре до 1953 года, а позже она была поставлена на сценах других театров нашей страны. Смысл названия пьесы К. Г. Паустовский объяснял в статье «Пушкин на театральных подмостках»: «Каждый из нас, ещё с детских лет, сознаёт, что Пушкин – рядом. Он всегда существует в нашей жизни. Но он молодеет с каждым десятилетием, и потому – он наш современник». Премьера спектакля состоялась 11 сентября 1949 года. Постановка была осуществлена режиссёрами К. Зубовым, В. Цыганковым и Е. Страдомской. В роли Пушкина выступил известный актёр Михаил Царёв, а роль няни Арины Родионовны исполняли актрисы Евдокия Турчанинова и Варвара Рыжова. Эскизы декораций создал известный художник Юрий Пименов.
Мысли о творчестве А. С. Пушкина были высказаны Паустовским в таких произведениях, как «Золотая роза», «Чувство истории», «Поэзия прозы», «Содружество муз», «Великий язык», «Живое и мёртвое слово», «Наедине с осенью», «Томик Пушкина» и других.
В статье «Чувство истории» Паустовский признавался: «Всё, что связано с именем Пушкина, с людьми, которые его окружали или были его современниками, с местами, где он жил, полно для меня живого интереса и прелести. И впоследствии, когда я назвал свою пьесу о Пушкине «Наш современник», то я в это название вкладывал не метафорический, а непосредственный смысл: Пушкин для меня в большей степени современник, чем многие мои собратья по перу, родившиеся со мной в одно время».
С Пушкиным в сознании К. Г. Паустовского связана истинная любовь к родине, к отечественной культуре, к русскому языку. Духовным завещанием К. Г. Паустовского потомкам стала одна из его последних записей: «Мы жили на этой земле. Не давайте её в руки опустошителей, пошляков и невежд. Мы – потомки Пушкина, и с нас за это спросится».