«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».
К. Г. Паустовский.
Непревзойденный мастер слова, блистательный стилист, проникновенный лирик, Константин Георгиевич Паустовский не только оставил нам в наследство свою прекрасную поэтическую прозу, но и многое сделал для сохранения русского языка. Обладая удивительно тонким, точным и вместе с тем объёмным и глубоким чувством языка, Паустовский в своих художественных произведениях, публицистических статьях и выступлениях не раз поднимал свой голос в защиту русского языка, боролся за его чистоту, говорил о его богатстве, подчёркивал связь языка и природы.
Талант Паустовского-писателя получил признание его великих современников. Многие из них отмечали особую роль Паустовского в деле сохранения красоты и разнообразия русского языка. М. М. Пришвин называл его «поэтом, распятым на кресте прозы», а в дневнике 1949 года записал: «Не будь я Пришвиным, я хотел бы писать в наше время, как Паустовский». К. И. Чуковский, который не раз писал о даре Паустовского как неповторимого писателя и рассказчика, о его «отточенных» эпитетах, об «ослепительно ярких» словесных красках его рассказов, в то же время неотъемлемой частью его творчества считал заботу о сохранении русского языка. В письме 20 марта 1966 года Чуковский напоминал Паустовскому о данном им обещании написать в Чукоккалу: «Срок приближается. Медлить нельзя. Умоляю Вас прислать нечто – например, о порче русского языка, или какой-нибудь мельчайший случай из Вашей жизни… Необходимо дать читателям самую квинтэссенцию Паустовского…»
С самого начала своего творческого пути Константин Паустовский «придавал громадное, исключительное значение языку» своих произведений, стремясь достичь «вершины – чистого и гибкого русского литературного языка». «Со времени работы в РОСТА, – вспоминал он в «Книге скитаний», – я начал упорно обороняться от всего, что могло засорить тот внутренний мир, который я носил в себе и пытался передать другим. Больше всего я боялся заразиться стёртым и беспомощным языком. Он безжалостно и быстро распространялся в те годы». И уже тогда Паустовский, по воспоминаниям Валентины Фраерман, вёл «кропотливую работу с репортёрами и корреспондентами с мест. Он учил их любить слово, уважать слово… Он показывал, что значат красота, гибкость, изящество и глубина русского языка». О решительной и суровой борьбе Константина Георгиевича с косноязычием, литературными штампами, за чистоту языка не раз вспоминали и его ученики – студенты Литературного института имени А. М. Горького, где писатель долгие годы вёл семинар прозы. Георгий Бакланов, в частности, писал: «Атмосфера порядочности, чистого русского языка – вот что было главным в семинаре Паустовского. И это влекло». Сам Паустовский писал об этом так: «Возможно, что я отношусь к языку с преувеличенной строгостью и благоговением. Но иначе и не может быть».
Выставка состоит из трёх разделов. Первый раздел знакомит с высказываниями «собратьев по перу» о Паустовском как мастере, ценителе и хранителе языка, о его роли в сохранении русского литературного языка.
Во втором разделе выставки можно увидеть материалы, свидетельствующие о роли творчества Паустовского в изучении русского языка. Тексты его произведений – основа для изучения современного русского языка как российскими школьниками, так и иностранцами, желающими выучить русский язык. Отрывки из произведений Паустовского стали включать в учебники по русскому языку, начиная с середины 1950-х годов. На сегодняшний день Паустовский – один из наиболее цитируемых авторов в учебных пособиях по русскому языку.
Третий раздел посвящён высказываниям К. Г. Паустовского о богатстве, истоках, поэтичности русского языка, о необходимости бережного отношения к нему, о стремлении постигать язык во всём его многообразии, о тесной связи языка с историей страны, языка и природы.
На выставке представлены авторские фотографии Паустовского, письма, рукописи, книги писателя из коллекции музея.
Посещение выставки по входному билету в музей. Выставка работает до 15 января 2024 года.