«И повторится все…» (к 115-летию со дня рождения Арсения Александровича Тарковского)

Выставка «И повторится все…» посвящена 115-летию со дня рождения Арсения Александровича Тарковского (1907–1989).

Арсений Тарковский – выдающийся представитель русской поэзии ХХ столетия. Его творческий стиль формировался в 1920-е годы под влиянием наследия поэтов-классиков и литературного направления акмеизма. Лирико-философское и эстетическое начало в стихотворениях А. А. Тарковского связывают с поэзией Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, а точность и взвешенность художественных образов и языка, сосредоточенность на личностных переживаниях находят близкими к поэтике акмеизма. Арсения Тарковского относят также к представителям течения «тихой лирики», которая пришла на смену «громкой» эстрадной поэзии оттепели.

Я ветвь меньшая от ствола России,

Я плоть ее, и до листвы моей

Доходят жилы влажные, стальные,

Льняные, кровяные, костяные,

Прямые продолжения корней.

Есть высоты властительная тяга,

И потому бессмертен я, пока

Течет по жилам – боль моя и благо –

Ключей подземных ледяная влага,

Все эр и эль святого языка.

Для поэзии Арсения Тарковского характерны чувственное стремление к гармонии и поиски начал, связующих времена. Многие его произведения лексически, синтаксически, интонационно связаны с миром устного народного творчества. Долгое время А. А. Тарковский занимался литературными переводами поэтов Кавказа и Средней Азии и почти не публиковал собственных произведений, только в 1950-1960-е годы он получил известность как оригинальный поэт. Благодаря его трудам русскоязычному читателю стали доступны произведения классика туркменской литературы Махтумкули и героическая каракалпакская поэма «Кырк кыз» («Сорок девушек»).

Знакомство Константина Георгиевича Паустовского и Арсения Александровича Тарковского состоялось в Переделкине в конце 1940-х годов. Но еще раньше их пути могли пересечься в Москве, где они приблизительно в одно и то же время работали в газете «Гудок», затем в эвакуации в Чистополе осенью 1941 года.  Для Тарковского Паустовский был представителем старшего поколения больших художников, к которым он относился с благодарностью и уважением. В фондах Музея К. Г. Паустовского хранится два письма Арсения Тарковского, адресованных Паустовскому. Первое письмо было написано в 1949 году после встречи в Переделкине. Поэт предлагает познакомиться с вышедшей из печати книгой переводов стихов Махтумкули: «Я очень люблю и Вас, и Ваш талант, поэтому мне и захотелось превратить Вас на недолгое время в читателя поэта, у нас почти неизвестного».

Еще одно письмо – поздравление с днем рождения, отправленное в 1962 году, – содержит еще больше теплых слов любви и признательности:

         «Дорогой Константин Георгиевич! Вся наша семья преданно, нежно и любяще поздравляет Вас с днем рождения и желает здоровья, сил и еще много книг, столь же прекрасных как те, что Вы уже написали. Мы всегда любили Ваши книги, и любим их тем больше, чем ближе узнаем Вас. В книгах прежде всего мы дорожим единством душевного строя их автора и душевного строя книг. Если бы Вы знали, как Вы нужны нам, как невозможно для нас жить вне сферы Вашего влияния, Вы бы всегда были здоровы и молоды, потому что Вы живете не для себя, а для других, как всякий истинный художник».

Константин Георгиевич был также сердечно расположен к молодому поэту и переводчику, берег его письма, а подаренные им книги хранил в своей библиотеке.

         К. Г. Паустовского и А. А. Тарковского роднило фетовское чувство вечной Красоты, пребывающей в мире и преображающей насущное в «мир стремлений, преклонений и молитв», мелодичность языка и любовь к выразительности русского слова,  неповторимое творческое умение «поймать на лету», запечатлеть мгновение прекрасного.  В их поэтическом строе можно обнаружить близкие образы, детали, связанные с лирико-философскими мотивами их произведений о Человеке и Природе. В архивах обоих художников хранятся выписанные ими любимые строчки Афанасия Фета и других поэтов, которые их вдохновляли. Их произведения обеспечивают преемственность между классической эпохой русской словесности, Серебряным веком и литературой современности. Имена Паустовского и Тарковского связаны Тарусой. В город на Оке Арсений Тарковский впервые приехал в 1937 году, в 1950-1960-е годы здесь бывал Андрей Тарковский, сын поэта и выдающийся режиссер.  Для Константина Георгиевича Паустовского Таруса в последнее десятилетие жизни стала заветным местом, где он обрел творческую радость и истинный Дом.

Выставка «И повторится все…» является выражением признательности и любви к творчеству поэта Арсения Александровича Тарковского. На выставке представлены материалы из собрания Музея К. Г. Паустовского и Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля. С мемориальным разделом выставки, представляющим письма Арсения Тарковского Константину Паустовскому и подаренные ему книги, можно познакомиться в литературной экспозиции Музея К. Г. Паустовского в Москве.