На выставке представлены авторские фотографии Константина Георгиевича Паустовского, сделанные писателем в 1930-1940-е годы во время путешествий по России. Впервые эти фотографии экспонировались на уличной выставке на Арбате в 2017 году.


Константин Паустовский. 1960-е годы
Фонды Музея К. Г. Паустовского
«Путешествия дают впечатления и познания такие же живые, как морская вода, как дым закатов над розовыми островами архипелага, как гул сосновых лесов, как дыхание цветов и голоса птиц.
Новизна все время сопутствует вам, и нет, пожалуй, другого более прекрасного ощущения, чем этот непрерывный поток новизны, неотделимый от вашей жизни, Если хотите быть подлинными сыновьями своей страны и всей земли, людьми познания и духовной свободы, людьми мужества и гуманности, труда и борьбы, людьми, создающими духовные ценности, — то будьте верны музе далёких странствий и путешествуйте в меру своих сил и свободного времени. Потому что каждое путешествие — это проникновения в область значительного и прекрасного».

Константин Паустовский. «Муза дальних странствий». 1957 г.



Мещёра. Солотча. 1930-е годы. Автор фотографии – К. Г. Паустовский
Фонды Музея К. Г. Паустовского
«Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещёрском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряжённого труда. Средней России — и только ей — я обязан большинством написанных мною вещей. Перечисление их займёт много места. Я упомяну только главные: «Мещёрская сторона», «Исаак Левитан», «Повесть о лесах», цикл рассказов «Летние дни», «Старый челн», «Ночь в октябре», «Телеграмма», «Дождливый рассвет», «Кордон 273», «Во глубине России», «Наедине с осенью», «Ильинский омут».

Константин Паустовский. «Несколько отрывочных мыслей». 1967 г.



Коломенское. 1930-е годы. Автор фотографии – К. Г. Паустовский
Фонды Музея К. Г. Паустовского
«Вот вам Москва… Есть в этом городе великая правда. Здесь, в Москве, чувствуется вся хлебная Россия. К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою сыновность. Ничем нельзя убить Москву. Уничтожить её сущность, её душу – нельзя. Тысячи потрясений ничего с ней не сделают. На перевале веков, культур он станет особенно чёток – этот облик Москвы, вечного города, которому будет молиться вся Россия, все человечество».

Константин Паустовский. «Романтики». 1923 г.



Женщина в традиционном костюме. 1930-е годы. Автор фотографии – К. Г. Паустовский
Фонды Музея К. Г. Паустовского
«Тургенев говорил о волшебном русском языке. Но он не сказал о том, что волшебство языка родилось из этой волшебной природы и удивительных свойств человека. А человек был удивителен и в малом и в большом: прост, ясен и доброжелателен. Прост в труде, ясен в своих размышлениях, доброжелателен в отношении к людям. Да не только к людям, а и к каждому доброму зверю, к каждому дереву».

Константин Паустовский. «Кордон 273». 1948 г.



Юрьев-Польский. Торговые ряды. 1930-е годы. Автор фотографии – К. Г. Паустовский
Фонды Музея К. Г. Паустовского
«Самым плодотворным и счастливым для меня оказалось знакомство со средней полосой России… Она завладела мной сразу и навсегда. Я ощутил ее как свою настоящую давнюю родину и почувствовал себя русским до последней прожилки.
С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля».

Константин Паустовский. «Романтики». 1923 г.



Теплоход «Худайбердин». 1930-е годы. Автор фотографии – К. Г. Паустовский
Фонды Музея К. Г. Паустовского
«Широкотрубный пароход сверкал протёртыми до кристальной игры стёклами. В машинном отделении глухо гудели моторы. Пароход плавно нёс свои огни и палубу, заполненную нарядными пассажирами, мимо подмосковных дачных рощ и разливов, где догорал холодноватый закат. Леса на берегах уже ржавели, золотели. Сигнальные фонари канала неярко светили в осенней мгле…
Около Кинешмы пароход обогнал вереницу плотов. Порывистый ветер нёс легкие рваные облака. Тени от них пролетали по реке и лесистым берегам, уходившим в воду осыпями песка. Вслед за тенью всегда прорывалось солнце, и тогда всё вокруг начинало сверкать множеством красок и отблесков. То вылетит из тени, вспыхнув снежной белизной, и снова умчится в тень стая речных чаек, то запылает красный флаг над отдалённой избой на берегу, должно быть, над сельсоветом, то сосновый бор весь затрепещет и заблестит, будто его полили косым светлым дождем, то тот же бор покроется зелёной сумрачной пеленой, и до парохода долетит его протяжный величавый шум».

Константин Паустовский. «Бег времени». 1951 г.



Узкоколейная железная дорога. Солотча. 1930-е годы. Автор фотографии – К. Г. Паустовский
Фонды Музея К. Г. Паустовского
«С детства я отличался пристрастием к железным дорогам. Возможно, потому, что мой отец был железнодорожником… Всё, связанное с железной дорогой, до сих пор овеяно для меня поэзией путешествий, даже запах каменноугольного дыма из паровозных топок…
Если бы можно, я поселился бы в уголке любого товарного вагона и странствовал бы с ним. Какие прелестные дни я проводил бы на разъездах, где товарные поезда сплошь и рядом простаивают по нескольку часов. Я бы валялся около насыпи на тёплой траве, пил бы чай с кондукторами на товарных площадках, покупал бы землянику у голенастых девчонок, купался бы в соседней речке, где прохладно цветут жёлтые кувшинки. А потом, в пути, сидел бы, свесив ноги, в открытых дверях вагона, ветер от нагретой за день земли ударял бы в лицо, на поля ложились длинные бегущие тени вагонов, и солнце, как золотой щит, опускалось бы в мглистые дали русской равнины, в тысячевёрстные дали и оставляло бы на догорающем небе винно-золотистый свой след».

Константин Паустовский. «Повесть о жизни»



Сельский двор. Вид из окна мезонина дома И. П. Пожалостина. Солотча. 1930-е годы. Автор фотографии – К. Г. Паустовский
Фонды Музея К. Г. Паустовского
«Есть тысячи деревень у нас в России, затерянных среди полей и перелесков. Тысячи деревень, таких же незаметных, как серое небо, как белоголовые крестьянские дети. Эти дети, встретившись с незнакомым человеком, всегда стоят потупившись, но если уж подымут глаза, то в них блеснет такая доверчивость, что от неё защемит на сердце.
Редко-редко среди бесчисленных Сосновок, Никольских и Горелых Двориков попадается деревня вроде Мыса Доброй Надежды в Тамбовской области или Колыбельки где-то под Острогожском.
Всегда кажется, что деревни с такими удивительными названиями непременно связаны с интересными историями и что от этого и произошли их имена. Я тоже так думал, пока мало знал деревенскую Россию. Но потом, с годами, когда мне пришлось лучше узнать страну, я убедился, что почти нет такой деревни – даже самой захудалой, – где бы не было своих замечательных истории и людей».

Константин Паустовский. «Старик в потёртой шинели». 1956 г.



Суздаль. Спасо-Евфимиев монастырь. 1930-е годы. Автор фотографии – К. Г. Паустовский
Фонды Музея К. Г. Паустовского
«Человек должен прекратить мучительное существование последних лет, полное страха и войн, будь они архигорячие или архихолодные, прекратить власть недостойных над достойными. Человек должен, наконец, стать, как ему и следует быть, доверчивым, добрым и спокойным. Недаром Чехов сказал пророческие слова, что люди увидят небо в алмазах и отдохнут до глубокого и счастливого вздоха, до глубины души после мучительных и кровавых десятилетий».

Константин Паустовский. «Моим читателям в Америке». 1960 г.



Юрьев-Польский. 1930-е годы. Автор фотографии – К. Г. Паустовский.
Фонды Музея К. Г. Паустовского
«Золотой запас писателя – это запас его мыслей и наблюдений за жизнью. Самое занятие писательством заставляет человека вести разнообразную, напряжённую жизнь, вмешиваться в разные области нашей действительности, встречаться со множеством людей и проникать во все углы страны – от Москвы до Чукотки и «от финских хладных скал до пламенной Колхиды».

Константин Паустовский. «Поэзия прозы». 1953 г.



Зимняя прогулка. 1930-е годы. Автор фотографии – К. Г. Паустовский
Фонды Музея К. Г. Паустовского
«Любовь к родным местам начинается ещё у детей в форме любви к своему двору, к тихой речке, к весёлым рощам – местам игр и таинственных происшествий. Она вырастает в любовь к своему городу, к родному краю, ко всей нашей прекрасной родине, необъятной во всех своих просторах и столь близкой и родной».

Константин Паустовский. «Патриоты своего города». 1938 г.



Пейзаж с деревом. 1930-е годы. Автор фотографии – К. Г. Паустовский
Фонды Музея К. Г. Паустовского
«Пейзаж должен существовать в прозе, как герой, а не только как фон вещи, иначе вещь будет очень плоскостной. Как раскрыть пейзаж? Его можно раскрыть только при условии огромной любви к природе… Я сделал опыт работы над книгой, которая вся строится на пейзаже, – это «Мещёрская сторона». Я очень боялся: на чём же книга будет держаться и возможно ли будет её читать? Ведь здесь три печатных листа сплошного пейзажа, – а книга выжила. Я иногда сам над этим задумываюсь: почему? И думаю, потому, что этот край для меня является своего рода второй родиной».

Константин Паустовский. «О новелле». 1946 г.



Юный охотник. 1930-е годы. Автор фотографии – К.Г. Паустовский
Фонды Музея К. Г. Паустовского
«Уж кого-кого, а деревенских мальчишек я знал насквозь. По многолетнему опыту в этом деле я смело могу утверждать, что у этих беспокойных и шумливых наших соотечественников есть одно действительно необыкновенное свойство. Физик определил бы его словами «всепроницаемость». Мальчишки эти «всепроницаемы», вернее «всепроницающи», или, говоря старинным тяжеловесным языком, «вездесущи».
В какую бы лесную, озёрную или болотную глухомань я ни попадал, всюду я заставал мальчишек, предававшихся самым разнообразным и порой удивительным занятиям… Во все эти глухие места, где, как любили выражаться авторы романов о приключениях на суше и на море, «редко ступала нога человека», мальчишек приводило неистовое воображение и любопытство.
Мне кажется, что если бы я попал на Северный полюс или, скажем, на полюс Магнитный, то и там обязательно бы сидел и шмыгал носом мальчишка с удочкой, караулил бы у проруби треску, а на Магнитном полюсе выковыривал бы из земли сломанным ножом кусочек магнита».

Константин Паустовский. «Во глубине России». 1950 г.



Георгиевский собор. Юрьев-Польский. 1930-е годы. Автор фотографии – К. Г. Паустовский
Фонды Музея К. Г. Паустовского
«Мы вошли в церковь. Горело всего три-четыре свечи. Старики в чёрных схимнических рясах с нашитыми на них белыми крестами и черепами не шевельнулись. Коричневой позолотой поблёскивали во мраке узкие лица святителей. Горьковато пахло горелыми можжевеловыми ягодами, – ими монахи курили вместо ладана.
Всё как-то смешалось в сознании, – древний скит, унылые песнопения, гул сосен за стенами церкви, черепа на рясах схимников, Москва, крест над могилой Лели, окопные завшивевшие солдаты, синагога в Кобрине, огонь маяка в Таганроге, митинги, революция, марсельеза, Керенский, «Мир хижинам – война дворцам». Всё это казалось пёстрым сном, – это почти неправдоподобное течение моей жизни. Ожидание перемен стало в этой жизни уже привычкой.
Как всё это осмыслить? Как понять? Как найти в этом хаосе ту ясность, без которой ничего нельзя сделать подлинного и ценного? И как объяснить самому себе то состояние, что делает человека одновременно и приверженцем революции, последователем великих передовых идей, и собеседником Гейне, и современником древней Руси, поющей здесь, в скиту, дребезжащими голосами о том, что человек заслужил райское блаженство» и ныне и присно и во веки веков». И почему, когда я слушаю эти слова, мне вспоминаются стихи: «Нижет печаль моя жемчуги скатные, в кованый сыплет ларец». Что-то общее мне чудится в этих стихах и песнопениях монахов.
Через неделю после моего отъезда неизвестная банда налетела на скит, перерыла кельи в поисках серебра, расстреляла монахов и подожгла церковь. Но церковь была сложена из окаменелых брёвен и потому только обуглилась, но не сгорела».

Константин Паустовский. «Повесть о жизни»