«Мещёрская сторона» с большим количеством экспонатов и другие выставки опубликованы на портале «Музейная Москва онлайн»
«Однажды в бакалее мне завернули кусок голландского сыра в обрывок географической карты.
По своей дурной привычке всегда что-нибудь читать или рассматривать за чаем, я начал изучать этот обрывок карты и вдруг почувствовал холодок под сердцем.
<...>
Бесконечные леса, озера, извилистые реки, едва намеченные пунктиром заросшие дороги, пустоши, деревушки, лесные кордоны и даже постоялые дворы – все, о чем я мечтал в своей жизни, было собрано здесь.
Обрывок карты относился к Мещёрским лесам.
В конце лета я поехал туда, и с тех пор вся моя жизнь круто переменилась, окрепла, приобрела новую ценность, – впервые я узнал как следует срединную Россию».
К. Г. Паустовский «Повесть о жизни»
(глава «Обертка от голландского сыра»)
«Мещёра – остаток лесного океана.
Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы».
К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона»
(глава «Леса»)
1 – Карта. Рязанский уезд. До 1917 г. КП-3187/344
2 – К. Г. Паустовский и неизвестный, сосны. Солотча. 1930-1940-е гг. КП-3172/196
3 – Берег Старицы. На склоне сидят В. В. Паустовская (Навашина) и С. Навашин. Солотча. 1930-1940-е гг. КП-3172/180
Переписка Константина Паустовского и Екатерины Загорской позволяет по-новому посмотреть на историю знакомства писателя с Солотчей и Мещёрским краем.
Письмо. E. C. Паустовская (Загорская) — К. Г. Паустовскому. Рязань. 31 июля 1930 г. КП-2838/782
Рязань, 19-31 июля 1930 г.
<…>
Я бы очень хотела, чтобы ты приехал 4-го, но это имело бы смысл, если приедешь на 2-3 дня: мы поехали бы в Солотчу. Я видела в музее фотографии Солотчинского монастыря. Около монастыря, по-видимому, это очень старинное и красивое место. Приезжать же на один день не стоит: только себя утомишь. Если у меня не будет квалификации 3-го, я все равно скоро вернусь в Москву, мне бы хотелось только посоветоваться с [неразб.].
<…>
Письмо. К. Г. Паустовский — Е. С. Паустовской (Загорской). Москва. Первая половина августа 1930 г. КП-2838/163
Москва, август 1930 г.
<…>
Крол, сейчас Оля встретила Клару. Посылаю только белый хлеб Димушке и плюшки. Папиросы – Анне Матвеевне. Сегодня получил твое письмо о Солотче и страшно рад, – мне очень хочется поехать в Солотчу. Завтра утром вышлю тебе еще 20-25 рублей. Отпуск у меня будет или с 12-го авг. или с 17-го, – как я захочу. По-моему лучше с 17-го – до тех пор я устрою все свои лит. дела. Приедешь ли ты до отпуска в Москву?
<…>
1 – Вид на монастырь. Солотча. 1930-е гг. КП-3172/165
2 – Солотча. Фотография К. Г. Паустовского. 1937 г. КП-3172/186
<…>
Саша приехала только 8-го и в тот же день я уехала в Солодчу с Димом. Пробыли два дня. Места чудесные: соединение озерец с Дарницей. Река и луговые просторы, как в озерцах, обрывы, сосны и пески, как в Дарнице.
С одной стороны – монастырь и вытянутая в линию деревня, с другой – лес (сосновый), где в бараках и [грязных] дачах дома отдыха для туберкулезных – ряд маленьких белых домиков за оградой в лесу. При прот<екции> Ал. Вас. там можно получать еду 4 р. в день за 2 р. Но и это еще не наверное.
В деревне комнаты от 15 до 20 р. Сторговаться здесь труднее, хотя можно. Яйца, овощи можно [неразб.] по дороге в город. Есть дачники даже из Ленинграда – питаются картошкой, огурцами, яйцами, творогом, молоком, тем, что можно достать в деревне, и вид у них прездоровый. Дим сразу там повеселел. В санатории есть специальное отделение для детей с туберкулезом [неразб.]. Стараюсь при посредстве Ал. Вас. устроить туда Дима, но вряд ли удастся. У крестьян комнаты я присмотрела, сговорились, но задатка еще не давала, т.к. Ал. Вас. [может быть] устроит нам комнату на даче для врачей в лесу и с электричеством. Выяснится только 15-го.
Сегодня я собиралась поехать в Москву, но ночью передумала: Оля может собрать все одна, а мне разумнее съездить позже, когда уже ты приедешь, если понадобится. Пусть Оля сейчас достанет все продукты, какие можно, побольше конфект и папирос, печенье, если дают по детской книжке.
<…>
«За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времен Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: «мерин». Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося «мерина». Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны».
К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона»
(глава «Первое знакомство»)
1 – Вагон узкоколейки. 1920-1930 гг. КП-2691/6
2 – Железнодорожные билеты. Московско-Окское пароходство. Пригородная линия. Рязань. Узкоколейка. КП-3077/27, КП-3077/30
3 – Книга. Путеводитель. Рязань-Солотча-Клепики-Тума/ред. И. Н. Гаврилов, худ. В. А. Кузьмин. – Рязанское книжное издательство, 1960. КП-3099/223
4 – Книга с двумя приложениями. Г. Державин. Д. Солодовников. Е. Яблочков. Поездка в Солотчу. Путеводитель. – Рязань: Общество исследователей Рязанского края. КП-1062
« — Чей это дом? — спросил я вековушу.
— Да как же! Академика Пожалостина, знаменитого гравера. Умер он перед революцией, а старуха — его дочь. Их там две живут старухи. Одна совсем дряхлая, горбатенькая.
Я недоумевал. Гравер Пожалостин — один из лучших русских граверов, работы его разбросаны всюду: у нас, во Франции, в Англии, и вдруг — Солотча!
<...>
На следующий год я поселился у Пожалостиных. Я снял у них старую баню в саду. Сад был заглохший, весь в сирени, в одичалом шиповнике, в яблонях и кленах, покрытых лишаями.
На стенах в пожалостинском доме висели прекрасные гравюры — портреты людей прошлого века. Я никак не мог избавиться от их взглядов. Когда я чинил удочки или писал, толпа женщин и мужчин в наглухо застегнутых сюртуках, толпа семидесятых годов, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием. Я подымал голову, встречался взглядом с глазами Тургенева или генерала Ермолова, и мне почему-то становилось неловко.
Солотчинская округа — страна талантливых людей».
К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона»
(глава «Родина талантов»)
Гостями дома И. П. Пожалостина в Солотче в разное время были московские литераторы: Аркадий Гайдар, Андрей Платонов, Константин Симонов, Василий Гроссман, Александр Роскин и другие.
Мещёрскому краю посвящено несколько десятков произведений Константина Паустовского, многие из которых были написаны в Солотче в 1930-е годы. Рассказы мещёрского цикла вошли в сборник «Летние дни» (1937).
1 — К. Г. Паустовский. Солотча, 1930-е гг. КП-3172/153
2 — Слева направо: В. С. Фраерман, ее племянник, К. Паустовский, актер Саша, Р. И. Фраерман и Н. В. Ильина за обедом вместе с родными и друзьями. 1949 г. КП-1119/2
3 — Неизвестная. Солотча. 1930-е гг. Автор фотографии К. Г. Паустовский КП-3172/185
4 — На крыльце дома И. П. Пожалостина. Солотча. 1930-е гг. КП-2692/15
5 — Ворота и колодец дома И. П. Пожалостина. Солотча. 1930-е гг. Автор фотографии К. Г. Паустовский КП-2692/13
На фоне: Надворные деревянные постройки. Солотча. 1930-е гг. Автор фотографии К. Г. Паустовский КП-3172/170
Известный русский художник, мастер репродукционной гравюры. Иван Петрович — выходец из крестьян, рос сиротой, с детства обладал талантом рисования. Окончил Императорскую Академию художеств. Его резцу принадлежат портреты Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. П. Брюллова и других деятелей литературы и искусства. В 1871 году за гравюру «Несение креста» с оригинала Л. Карраччи ему была присуждена степень академика.
С домом в Солотче, где жил художник со своей семьей, была связана значительная часть творческой биографии К. Г. Паустовского. В 1992 году в этом доме был открыт Дом-музей И. П. Пожалостина. Литературный раздел экспозиции музея посвящён К. Г. Паустовскому и его друзьям-писателям.
Письмо К. Г. Паустовского председателю Рязанского облисполкома в защиту Дома И. П. Пожалостина. 1940-е гг. КП-3172/285
На фоне: Дом И. П. Пожалостина. Солотча, 1930-е гг. КП-3172/171
Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.
Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловатые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль.
Пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек».
К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона»
(глава «Мой дом»)
Фрагмент дома в Солотче. Солотча. 1930-е гг. КП-3172/164
К. Г. Паустовский. 1940-е гг. КП-3172/144
Солотча, 31 августа 1948 г.
Ниночка, дорогая, спасибо тебе за письмо. В здешней глуши получать письма из Москвы – событие.
Жалко, конечно, что с Тимирязевкой пока что не получается, но «велик бог земли русской». В конце концов, все будет хорошо.
Я живу сейчас совершенно один в большом и пустом доме (если не считать слегка выжившей из ума девяностолетней старухи). Пишу при свечах (керосина нет) и вообще одичал, – как бы не разучиться разговаривать. Но хорошо – пусто, тихо, одиноко. В лесах и лугах — сыро, пасмурно, но тепло. Рыба клюет бешено, – вчера принес три кило язей.
Знаешь ли ты, что сюда приезжал Саша (Фединский) и мы были с ним в глубине мещорских лесов на реке Пра. Места таинственные, совершенно сказочные, таких я еще не видел. Жили пять дней в избе у лесника, на лесном Кордоне. По ночам вокруг избы трубили лоси. Вокруг озера – места совершенно нестеровские. Было весело, главным образом благодаря Фраерману, который напоминал мистера Пиквика в глуши мещорских дебрей. Охотились, ловили рыбу, ели кандер из жестяного таза, спали на сеновале, проваливались по пояс в трясины. Подробно расскажу, когда приеду, а приеду я скоро – числа 5–6-го и буду жить весь сентябрь в Переделкине.
Здесь я, конечно, почти не работал (не могу сидеть в доме, все время тянет на Прорву), и в Москве будет жестокая расплата – придется засесть за «литературные труды». Поцелуй папу. Смотри, чтобы он окончательно не проигрался па бегах.
Вчера приехала киноэкспедиция снимать Мещорский край. Поймали меня и мучили весь день, – в общем, они, киношники, ни черта не понимают в природе. Пришлось «консультировать».
Целую тебя. Привет всем.
К. Паустовский
1 — Рыболовные крючки «Au lion d’or» из рыболовных принадлежностей К. Паустовского. КП-2773/129
2 — Р. И. Фраерман и А. П. Гайдар у дома в Солотче. 1930-е гг. КП-3172/154
3 — Подмосковье. Туристская маршрутная схема по рекам Мещёры (Буже и Пре).– Москва.: Главное управление геодезии и картографии министерства геологии и охраны недр СССР.– 1963 г. КП-3183
«Мы давно уже знали, что все рыболовы делятся на глубоких неудачников и на счастливцев. У счастливцев рыба клюет даже на дохлого червяка. Кроме того, есть рыболовы – завистники и хитрецы. Хитрецы думают, что они могут перехитрить любую рыбу, но никогда в жизни я не видел, чтобы такой рыболов перехитрил даже самого серого ерша, не говоря о плотве».
К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона» (глава «Небольшое отступление от темы»)
Письмо. К. Г. Паустовский — сыну Вадиму Паустовскому. Солотча, 6 августа 1938 г. КП-3174/18
Димушка, спасибо за письмо. Боюсь, что это письмо не застанет тебя в Уречье, поэтому через несколько дней напишу тебе в Москву.
Здесь весь месяц стояла чудовищная невыносимая жара, хотя и был страшный ураган,— луга и поля сгорели, все коричневое, и уже от засухи осыпаются, как осенью, деревья. Полтора месяца не было ни капли дождя, в лесу и в саду повалило много деревьев. Солотча очень испортилась,— вся запружена дачниками, по главной улице автомобили носятся беспрерывно, как в Москве, и рыбы почти не стало. Чтобы поудить по-настоящему, приходится уходить на Черное озеро и даже дальше, на Поганенькое — очень глухое озеро с зыбучими берегами. Там берут окуни в 3–4 фунта, похожие на поросят, но очень вялые, их тащишь из воды, как корягу.
Дачников много даже на Сегдене. Я тоже научился ездить на велосипеде, но езжу пока очень плохо, — должно быть, из-за близорукости, из-за каждой канавки падаю. Я здесь работаю, хотя очень мешает жapa.
Чуть не забыл написать тебе, – в день отъезда из Москвы я не нашел свой билет (литфондовский), чтобы оставить его тебе, да и времени искать его не было, надо было ехать на вокзал. Когда ты вернешься в Москву, я пришлю тебе записку в Литфонд, ты пойдешь, и тебе по записке выдадут бумагу.
Напиши мне о своих дальнейших планах. Как ты себя чувствуешь, совсем ли здоров. Меня опять (хотя и недолго) трясла здесь малярия.
Приезжал ко мне директор Центрального детского театра — советоваться насчет постановки «Созвездия». Художником будет Эрдман. Знаешь ли ты такого? Получил письмо из Комитета по делам искусства
о том, что с зимы пьеса пойдет во многих театрах по Союзу.Пиши. Жаль, что в Уречье тебе не удалось половить рыбу. У нас здесь тоже есть смешной кот — он украл окуня, у которого в горле остался английский крючок, съел его и чуть не умер — две недели ничего не ел, только пил и стал худой, как скелет. Очевидно, крючок где-нибудь зарос внутри у кота.
Целую тебя крепко. Пиши обо всем.
Папа
«В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен — так же, как картины Левитана. Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы».
К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона»
(глава «Обыкновенная земля»)
Начиная со второй половины 1930-х годов, тема природы в произведениях Константина Паустовского становилась все более многозначной, все более тяготела к символу Родины. Образ родной земли складывался из простых, узнаваемых примет и явлений действительности, неброской прелести родной земли, красоты и чистоты русского языка, живых типажей и характеров, не утерявших духовной связи с историческим прошлым России.
К. Г. Паустовский был увлечен фотографией. Сохранилось немало снимков, сделанных писателем в 1930-1940-е годы в Солотче. Вглядываясь в их сюжеты, в лица людей, изображённых на фотографиях, можно обнаружить их сходство с героями знаменитой повести и рассказов мещёрского цикла. В «Мещёрской стороне», вместе с великолепными описаниями и зарисовками природы, герои Паустовского создают обобщённый образ навсегда уходящей России.
«В лугах — в землянках и шалашах — живут болтливые старики. Это или сторожа на колхозных огородах, или паромщики, или корзинщики. Корзинщики ставят шалаши около прибрежных зарослей ивняка.
Знакомство с этими стариками начинается обыкновенно во время грозы или дождя, когда приходится отсиживаться в шалашах, пока гроза не свалится за Оку или в леса и над лугами не опрокинется радуга.
Знакомство всегда происходит по раз навсегда установленному обычаю. Сначала мы закуриваем, потом идёт вежливый и хитрый разговор, направленный к тому, чтобы выведать, кто мы такие, после него — несколько неопределенных слов о погоде («заладили дожжи» или, наоборот, «наконец-то обмоет траву, а то все сушь да сушь»). И только после этого беседа может свободно переходить на любую тему».
К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона»
(глава «Старики»)
1 — Мост деревянный. Мещёра. 1930-е гг. КП-2692/6
2 — Мельница. Солотча. 1930-е гг. КП-2692/12
3 — Неизвестный мальчик около дома. Солотча. 1930-1940-е гг. КП-3172/191
4 — У реки. Солотча. 1930-е гг. КП-2692/19
5 — У леса. Мещёра. 1930-е гг. КП-2692/11
6 — Неизвестные сидят на скамье. Солотча. 1930-е гг. КП-3172/162
7 — В лесу. Мещёра. 1930-е гг. КП-2692/10
Автор фотографий К. Г. Паустовский
«С каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории».
К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона»
(глава «Обыкновенная земля»)
Книга «Мещёрская сторона» вышла в печать в 1939 году. Повесть приобрела огромную популярность среди читателей, получила большой отклик среди писателей и критиков.
Критик Абрам Дерман отозвался на повесть Паустовского так:
«Я думаю, не будет преувеличением сказать, что в настоящее время Паустовский имеет все права на почетный титул лучшего нашего пейзажиста в современной литературе. Если же принять во внимание, что небольшая книжка «Мещёрская сторона» – высшее достижение Паустовского в области пейзажа, то ясна станет ценность и весомость этой книги».
«Мещёрская сторона» много раз издавалась при жизни К. Г. Паустовского и в последующие годы с иллюстрациями замечательных художников.
Первое издание повести вышло в «Детиздате» с иллюстрациями художника Дементия Шмаринова.
В 1947 году повесть «Мещёрская сторона» была издана отдельной книгой в издательстве «Детгиз». Книгу проиллюстрировал художник Сергей Чехов.
К иллюстрации знаменитой повести К. Г. Паустовского обращаются современные художники.
Выдающийся российский график, иллюстратор и педагог. Народный художник и заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Ленинской и Сталинской премий. Автор широко известных иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского и других русских и зарубежных писателей-классиков. Дементий Шмаринов стал иллюстратором первого издания книги К. Г. Паустовского «Мещёрская сторона» (1939).
Мещорская сторона. – М.–Л.: Детгиз, 1947 г. КП-2686
Известный российский художник-график, родной племянник Антона Павловича Чехова, создатель и хранитель семейного архива. Сергей Михайлович проявил себя как неповторимый художник книги. Его собственное творчество во многом связано с наследием всемирно прославленного А. П. Чехова, большое число своих работ он посвятил его произведениям и знаменитым чеховским местам – Мелихову, Ялте, Сахалину.
С. М. Чехов – автор рисунков ко второму изданию повести К. Г. Паустовского «Мещёрская сторона» (1947). Оригинальные графические работы хранятся в РГАЛИ в фонде художника, они экспонировались на выставке в Музее К. Г. Паустовского в 2019 году.
Художник занимается графикой и росписью православных храмов. Олег Михайлович является автором серии иллюстраций к произведениям К. Г. Паустовского, которые были подарены в коллекцию музея в 2001 году. Работы Олега Соболя неоднократно экспонировались на музейных выставках. В 2019 году иллюстрации художника вошли в выставку «Мещёрская сторона», приуроченную к 80-летию выхода первого издания знаменитой повести.
Иллюстрации к повести К. Г. Паустовского «Мещёрская сторона». Художник О. М. Соболь. 1988 г.
КП-1977/40, КП-1977/43, КП-1977/47, КП-1977/36
В 1966 году в Мещёре проходили съёмки документального фильма «Дорога к Чёрному озеру» о К. Г. Паустовском и его творчестве. Фильм снимался в Москве, Ялте, Солотче, Тарусе. Лента так и не вышла на экраны. Подлинная плёнка хранится в Госфильмофонде.
Солотча. Лето 1966г. Кадры из фильма «Дорога к Черному озеру». Режиссер Ю. Рябов, оператор Ф. Овсянников.
Альбом с уникальными фотографиями, сделанными во время съёмок фильма «Дорога к Чёрному озеру» (1966) кинооператором картины Ф. И. Овсянниковым. КП-3175
«На первый взгляд — это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, — этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь».
К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона»
(глава «Бескорыстие»)