Мещёрская сторона. Фотографии К. Г. Паустовского

«В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен — так же, как картины Левитана. Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы».

К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона»
(глава «Обыкновенная земля»)

1

Деревянный мост. Фотография К. Г. Паустовского. Мещёра. 1930-е гг.

Начиная со второй половины 1930-х годов, тема природы в произведениях Константина Паустовского становилась все более многозначной, все более тяготела к символу Родины. Образ родной земли складывался из простых, узнаваемых примет и явлений действительности, неброской прелести родной земли, красоты и чистоты русского языка, живых типажей и характеров, не утерявших духовной связи с историческим прошлым России.

К. Г. Паустовский был увлечен фотографией. Сохранилось немало снимков, сделанных писателем в 1930-1940-е годы в Солотче. Вглядываясь в их сюжеты, в лица людей, изображённых на фотографиях, можно обнаружить их сходство с героями знаменитой повести и рассказов мещёрского цикла. В «Мещёрской стороне», вместе с великолепными описаниями и зарисовками природы, герои Паустовского создают обобщённый образ навсегда уходящей России.

2

3

4

5

«В лугах — в землянках и шалашах — живут болтливые старики. Это или сторожа на колхозных огородах, или паромщики, или корзинщики. Корзинщики ставят шалаши около прибрежных зарослей ивняка.
Знакомство с этими стариками начинается обыкновенно во время грозы или дождя, когда приходится отсиживаться в шалашах, пока гроза не свалится за Оку или в леса и над лугами не опрокинется радуга.
Знакомство всегда происходит по раз навсегда установленному обычаю. Сначала мы закуриваем, потом идёт вежливый и хитрый разговор, направленный к тому, чтобы выведать, кто мы такие, после него — несколько неопределенных слов о погоде («заладили дожжи» или, наоборот, «наконец-то обмоет траву, а то все сушь да сушь»). И только после этого беседа может свободно переходить на любую тему».

К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона»
(глава «Старики»)

6

1 — Мост деревянный. Мещёра. 1930-е гг. КП-2692/6
2 — Мельница. Солотча. 1930-е гг. КП-2692/12
3 — Неизвестный мальчик около дома. Солотча. 1930-1940-е гг. КП-3172/191
4 — У реки. Солотча. 1930-е гг. КП-2692/19
5 — У леса. Мещёра. 1930-е гг. КП-2692/11
6 — Неизвестные сидят на скамье. Солотча. 1930-е гг. КП-3172/162
7 — В лесу. Мещёра. 1930-е гг. КП-2692/10
Автор фотографий К. Г. Паустовский

7

«С каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории».

К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона»
(глава «Обыкновенная земля»)