Нажмите на портрет писателя, чтобы прочитать о нём
Юрий Бондарев
Ольга Кожухова
Борис Балтер
Григорий Бакланов
Михаил Коршунов
Владимир Тендряков
Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в Орске. В 1931 году семья переехала в Москву, в Замоскворечье.
В 1942 году, после завершения ускоренного курса пехотного училища в звании младшего сержанта, Бондарев был отправлен в составе 2-й гвардейской армии на Сталинградский фронт. Юрий Бондарев участвовал в военных операциях, которые имели решающее значение в ходе войны (Сталинградская битва и форсирование Днепра), освобождал Киев, дошёл до Чехословакии, был дважды ранен. В 1945 году демобилизован по ранениям, получив звание младшего лейтенанта.
В 1946 году Юрий Бондарев был зачислен в Литературный институт, где произошла встреча с К. Г. Паустовским. В эссе «Мастер» Юрий Бондарев рассказывал о творческих и человеческих качествах Паустовского: «Паустовский-писатель и Паустовский-человек слиты воедино. Он открыт и щедр как человек. <…> Его общение со студентами высекало искру – хотелось писать лучше, глубже любить жизнь и литературу так же, как и он». Паустовский был принципиален и невероятно требователен к себе и к тем людям, которые решили связать свою жизнь с литературой, и проповедовал труд как главное условие литературного успеха: «Слушая Паустовского на семинарах, мы впервые понимали, что творчество писателя, его путь <…> это – «сладкая каторга» человека, судьбой и талантом каждодневно прикованного к столу. Это нечастые находки и горчайшие сомнения, это труд и труд и вечная охота за неуловимым словом. Это мужество и напряжение всех физических и душевных сил».
Константин Георгиевич первым тепло отозвался о романе Бондарева «Тишина», ставшем одним из первых антисталинских произведений хрущёвской оттепели. Автобиографичный роман Бондарева «Горячий снег» посвящён Сталинградской битве. Как сценарист Юрий Бондарев работал над фильмом-эпопеей «Освобождение», признанным критикой самым грандиозным кинопроизведением о войне. Одной из известных экранизаций произведений Бондарева стала экранизация повести «Батальоны просят огня».
Юрий Бондарев – лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР – вошёл в плеяду писателей-фронтовиков, учеников Паустовского, которые продолжили лучшие традиции русской литературы. Был награждён медалями «За отвагу», орденом Отечественной войны I степени и другими наградами. Юрий Васильевич Бондарев скончался 29 марта 2020 года.
Ольга Константиновна Кожухова родилась 20 июня 1922 года в Воронеже. Окончила школу в 1941 году с золотой медалью и была зачислена на филологический факультет Воронежского университета. Её стихи и очерки неоднократно публиковались в альманахе «Литературный Воронеж», а также в воронежских газетах. Но в 1941 году студенткой она не стала – девятнадцатилетняя девушка приняла решение идти на фронт. О самоотверженности вчерашней выпускницы говорят строки её дневниковых записей: «Прихожу – вижу себя в списке принятых, а рядом объявление: набор на курсы медсестёр. Что было раздумывать: война…».
Ольга Кожухова служила медсестрой 418-го отдельного медико-санитарного батальона, участвовала в обороне Москвы, была замполитом в госпитале для легкораненых, служила в редакции армейской газеты «За правое дело», дошла до Берлина, получила несколько контузий и ранение. После демобилизации вернулась в Воронеж, где продолжила занятия литературным творчеством: «…поруганный, на девяносто шесть процентов погибший город издал в сорок шестом году книжку моих стихов – тех, что печатались в армейских, фронтовых газетах. С этой маленькой – буквально с блокнотик – книжечкой я поступила в Литературный институт. И там вдруг… заскучала! Расхотелось писать стихи. Тайком что-то такое пережитое, своё, попыталась изложить прозой, решилась показать Паустовскому. И Константин Георгиевич взял меня в свой семинар».
Встреча и общение с Паустовским на семинаре во многом определила дальнейшую творческую судьбу Кожуховой. Главной темой её произведений– романа «Ранний снег», повестей «Донник», «Двум смертям не бывать», «Ночные птицы», стала тема женщины на войне, суть фронтового подвига которой автор определяет как чувство обострённой ответственности за другого человека.
Книги Ольги Константиновны Кожуховой и строки из её дневников наполнены правдой и желанием жить, быть нужной людям и Родине: «Жить и жить бы спокойно на своей и однажды уже защищённой – и мною тоже – такой большой, такой богатой и всё ещё неухоженной русской земле. Жить и жить бы в трудах и заботах – и в мире со всеми…».
Была награждена орденом Отечественной войны II степени, орденом «Красной звезды» и другими наградами. Ольга Кожухова скончалась 8 февраля 2007 года в Москве.
Борис Исаакович Балтер родился 6 июля 1919 года в Самарканде. Детство и юность писателя прошли в Евпатории. Окончил Ленинградское Краснознаменное пехотное училище, участвовал в советско-финской войне. Начало Великой Отечественной войны Борис Исаакович встретил на западной границе. В тяжёлой обстановке первых дней войны Балтер, заменяя убитого командира, сумел вывести из окружения полк. Затем командовал ротой, батальоном. На фронте Балтер вступил в партию. Строки воспоминаний Бориса Балтера многое говорят о силе его характера: «Я вступил в партию не для карьеры и не ради того, чтобы мне легче жилось. В феврале 1942 года под Новоржевом 357-я стрелковая дивизия попала в окружение. В этой обстановке самой большой опасности подвергались коммунисты, войсковые разведчики и евреи. Я был начальником разведки дивизии и евреем. Тяжело раненный, я вступил в партию».
В 1948 году Балтер поступил в Литературный институт, стал слушателем творческого семинара К.Г.Паустовского. Немало способствовал раскрытию творческого потенциала студентов педагогический талант Константина Георгиевича, о чём Борис Исаакович писал позже: «Педагогический дар Паустовского такой же редкий, как его писательский талант. Он не учил, как писать. Этому научить просто нельзя. Он делился с нами своим опытом. Паустовский никогда ничего не навязывал». Не только творчество стало связующей нитью для ученика и учителя. Похожие жизненные принципы, общие человеческие ценности объединяли их.
Борис Исаакович окончил Литературный институт в 1953 году, но общение с Паустовским на этом не прервалось. Наоборот, Балтер, чувствуя ответственность за жизнь и здоровье учителя, старался быть рядом в тяжёлые для Константина Георгиевича периоды жизни. Многие творческие задачи и планы были связаны с Тарусой. В 1961 году по инициативе Паустовского и при деятельном участии Балтера выходит знаменитый альманах «Тарусские страницы». В Тарусе Балтером была написана повесть «До свидания, мальчики!», экранизированная в 1966 году.
Балтер считал своим долгом рассказать о том, что довелось пережить фронтовому поколению, рассказать правдиво и точно, так же, как он прожил свою недолгую, но яркую жизнь. Он был награжден орденами и медалями. Борис Исаакович Балтер ушёл из жизни 8 июня 1974 года.
Григорий Яковлевич Бакланов родился 11 сентября 1923 года в Воронеже. В 1941 году зачислен рядовым в гаубичный полк Северо-Западного фронта, где был самым молодым солдатом. В августе 1943 года, после окончания артиллерийского училища, принял командование взводом управления артиллерийской батареи на Юго-Западном и Третьем Украинском фронтах. В октябре 1943 года в боях за Запорожье Бакланов был тяжело ранен, но через полгода вернулся в свой полк и с боями прошёл Молдавию, воевал в Венгрии, в районе озера Балатон, штурмовал Будапешт и Вену. Войну закончил в Австрии в звании лейтенанта. В декабре 1945 года Бакланов демобилизовался из армии. Вот как тогда он описывал свои чувства: «Когда я вернулся домой с фронта, мне был 21 год. Я вернулся с войны с твёрдым убеждением в том, что главное в моей жизни уже сделано».
В 1946 году Григорий Яковлевич поступил в Литературный институт, где стал слушателем творческого семинара К.Г.Паустовского. Свои впечатления от общения с Мастером он описал в эссе под названием «Чувства добрые». Среди качеств, присущих Константину Георгиевичу, его ученик отмечал редкое умение – видеть за малым и обыденным категории из разряда вечных, такие как красота, Родина. А ещё невероятную преданность своему делу – литературе.
«В день выпуска, когда наш курс заканчивал Литературный институт, Паустовский говорил:
– Я верю, что мои ученики не используют литературу как средство наживы или достижения карьеры, верю, что для них литература всегда будет делом жизни.
Если это и был завет, так тот завет, которому <...> он не изменял никогда».
В 1950-е годы Григорий Бакланов обращается к жизненному материалу Великой Отечественной войны. В 1959 году была написана повесть «Пядь земли». Повесть не только имела большой успех у читателей, но и вызвала многочисленные споры о «дегероизации» советского солдата и офицера, обвинения автора в пропаганде «окопной правды». Впоследствии произведения Бакланова о войне редко издавались. Самой тяжёлой была судьба романа «Июль 41 года» (1964).
Главным делом своей жизни Григорий Яковлевич Бакланов считал служение литературе, своим долгом – необходимость честно рассказать о фронтовом поколении, о тех, кто остался на поле боя навечно. Он был награжден орденом «Красной Звезды», Орденом Отечественной войны I степени и другими наградами. Бакланов скончался 23 декабря 2009 года.
Михаил Павлович Коршунов родился 19 ноября 1924 года в Симферополе. В 1930-е годы семья переехала в Москву. В 1942 году Коршунов добровольно ушёл в армию, был направлен в Харьковское военно-авиационное училище, а оттуда в 1943 году в Военно-Воздушную Академию имени Жуковского. В 1945 году переведён в Институт международных отношений, где проучился три года.
В 1947 году Михаил Коршунов перешёл в Литературный институт имени А.М.Горького, на творческий семинар К.Г.Паустовского, на первый послевоенный, «лейтенантский» курс. Позже он рассказывал в интервью Ирине Бутыльской:
«Почти все наши были с ранениями, контузиями, много пережившие, убивавшие сами и посылавшие на смерть других. Володя Тендряков, Юра Бондарев, опалённые сталинградским огнем. У Юзека Дика не было кистей обеих рук… Боря Балтер, Лёва Кривенко, Оля Кожухова, Гриша Бакланов. Да, будущая «лейтенантская проза»… У не бывших на передовой биографии по-своему непростые. Константин Георгиевич это понимал. К себе в семинар он мог принять по одной-двум фразам. Человек притащил ему, скажем, толстую-претолстую рукопись, а в ней «мусору»!.. А Паустовский вдруг различит в этой груде «золотую пылинку»…<…> Никогда не изменявший себе, он был полон российской – в широком смысле – событийностью начала века, её разнообразием. Чувством России как огромной страны, чувством её глубины. И тихонько, по капле, как живую воду, переливал это из своих ладоней в наши ладони…»
После окончания института Михаил Павлович работал в детских журналах: «Мурзилка», «Пионер», «Костёр», «Юность». В издательстве «Детгиз» вышло более тридцати его книг для детей, среди которых «Дом в Черёмушках», «Я слушаю детство», «Требуется дворник», «Караул! Тигры!» и другие. Его книги полны приключений, смеха и света, а герои – озорные, находчивые ребята. Михаил Коршунов писал и для взрослых, в 1990-е годы он обращается к теме собственного детства. В 1995 году выходит книга «Тайна тайн московских», в 2002 году «Тайны и легенды Дома на набережной», посвящённые судьбам обитателей знаменитого дома.
Михаил Павлович Коршунов умер 15 августа 2003 года. До конца своей жизни он не утратил зоркости и доброго отношения к этому миру, искренности и умения удивляться – тех лучших качеств, что определяют преемственность поколений в литературе и жизни.
Владимир Фёдорович Тендряков родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская Вологодской области. В 1941 году был призван на военную службу, из-за сильной близорукости его направили служить в хозяйственную часть. Однако Тендряков сумел добиться направления в школу младших командиров, по окончании которой получил звание младшего сержанта-радиста, и в июле 1942 года был отправлен на фронт. В августе 1943 года под Харьковом был тяжело ранен осколком снаряда.
В 1946 году поступил в Литературный институт имени А.М.Горького и стал слушателем творческого семинара К.Г.Паустовского. В письме Э.Г.Казакевичу Паустовский назвал Тендрякова первым среди молодых писателей. В начале обучения в институте Владимир Тендряков, по его собственным воспоминаниям, «по-северному окал, по-деревенски выглядел, да и невежествен был тоже по-деревенски». Залогом будущего успеха стали талант, критическое отношение к себе, упорный труд, педагоги, ставившие высокую профессиональную и нравственную планку. Владимир Тендряков вспоминал о К.Г.Паустовском в своей работе «Учитель»: «На протяжении нескольких лет в аудитории Литературного института Константин Георгиевич занимал перед нами, студентами, место наставника. И вот тут-то мне довелось получить уроки: чем отличается инертная доброта, качество не столь уж и редкое в людях, от доброты активной, встречающейся куда реже».
Неслучайно тема нравственности стала ведущей в произведениях Тендрякова. В 1953 году выходит его первая повесть «Падение Ивана Чупрова», а вскоре и другие произведения: роман «Тугой узел» (1956), повести «Чудотворная» (1958), «Суд» (1960), «Свидание с Нефертити» (1964).
Владимир Фёдорович Тендряков умер в 1984 году. Владимир Тендряков подчеркивал тему литературной преемственности, связи поколений: «Постоянно чувствуя себя учеником Константина Георгиевича, я был бы счастлив, если всей своей жизнью и своим трудом смог бы передать дальше, хоть что-то из гуманной науки Паустовского. Если б смог; не смогу я – передадут другие. Учеников у К. Г. Паустовского немало. Связь времён не оборвётся».