В ранней молодости Константин Паустовский чувствовал в себе большую творческую склонность к поэзии. В начале 1917 года он решился послать подборку своих стихотворений на отзыв Бунину и через некоторое время получил от него короткое послание с советом обратиться к прозе, где, по его мнению, у начинающего литератора могло бы «выйти что-то значительное».
Короткий отзыв Ивана Бунина стал для Паустовского импульсом к поиску своего пути в литературе. Спустя годы он действительно прославился как мастер прозы, который привнес в ее язык ту лиричность и музыкальность, которые свойственны поэзии.
Через тридцать лет, в 1947 году, когда К. Г. Паустовский был уже широко известным писателем, один из его рассказов был высоко оценен И. А. Буниным. Об этом свидетельствует его короткое дружеское послание, в котором он отмечает, что «Корчма на Брагинке» – глава повести «Далекие годы» (1946) – «принадлежит к наилучшим рассказам русской литературы».
Имя И. А. Бунина было возвращено отечественной литературе после Второго Всесоюзного съезда советских писателей в 1954 году. Немаловажную роль в этом сыграли личные усилия К. Г. Паустовского.
Паустовский посвятил Бунину страницы своих книг, он цитировал любимого писателя в «Дыме отечества» (1944), «Живом и мертвом слове» (1960), «Амфоре» (1961), написал о нем в «Повести о жизни» (1946-1963) и «Золотой розе» (1955).
В современном литературоведении можно найти немало работ и упоминаний об общности эстетического начала в творчестве И. А. Бунина и К. Г. Паустовского. Исследователи обращаются к проблемам стиля, жанра, композиции, языка писателей, говорят о родстве поэтики их произведений и принадлежности Паустовского к «школе» Бунина в описаниях природы.
Паустовский, так же как Бунин, был признан современниками выдающимся новеллистом. Такие его произведения, как «Снег» (1943), «Дождливый рассвет» (1945), «Телеграмма» (1946) стали неповторимыми образцами русской новеллы.
Главными книгами писателей явились автобиографические повести, где их талант, по мнению многих исследователей и читателей, нашел наивысшее выражение. Для Ивана Бунина такой книгой стала «Жизнь Арсеньева» (1930), для Константина Паустовского – «Повесть о жизни» (1946-1963).
На примере К. Г. Паустовского и И. А. Бунина можно рассуждать о большом значении преемственности в отечественной литературе. Ивана Бунина принято относить к классической школе ХIХ века и видеть в нем наследника русской литературной традиции. Константин Паустовский, пройдя через увлечение модернистскими влияниями в искусстве, также обрел свой эстетический идеал в простоте и ясности художественного выражения, характерного для классической русской словесности.
«Бог всякому из нас дает вместе с жизнью тот или иной талант и возлагает на нас священный долг не зарывать его в землю. Зачем, почему? Мы этого не знаем.. Но мы должны знать, что все в этом непостижимом для нас мире непременно должно иметь какой-то смысл, какое-то высокое Божье намерение, направленное к тому, чтобы все в этом мире «было хорошо», и что усердное исполнение этого Божьего намерения есть всегда наша заслуга перед ним, а посему и радость, и гордость».
Иван Бунин
«Темные аллеи»
«Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание. Вникая в некоторые слова, в самое их звучание, мы находим их первоначальный смысл. Слово «призвание» родилось от слова «зов».
Человека никогда не призывают к ремесленничеству. Призывают только к выполнению долга и трудной задачи.
Что же понуждает писателя к его подчас мучительному, но прекрасному труду?
Прежде всего – зов собственного сердца».
Константин Паустовский
«Золотая роза»