«Европейский дневник»

С 8 апреля 2021 года
по 30 июня 2021 года.

          

Странствуя, нужно жить, хотя бы недолгое время, в тех местах, куда вас забросила судьба. И жить нужно, странствуя. Познание и странствия неотделимы друг от друга. В этом заключается смысл любого путешествия.

      К. Г. Паустовский. Муза дальних странствий

Муза дальних странствий сопровождала Константина Георгиевича Паустовского на протяжении всей жизни. Его жизненный путь и профессиональная деятельность немало способствовали его путешествиям: «Я много путешествовал, когда был молодым для того, чтобы набраться жизненного опыта. Именно потому, что, когда я начал писать, когда написал свои первые рассказы, я понял, что очень плохо знаю жизнь» (Интервью К. Паустовского английской газете «The Observer Weekend Review», 27.12.1964 г.). С ранних лет полюбив Среднюю Россию, оценив всю прелесть и красоту ее природы, побывав почти во всех уголках нашей страны, он представил ее образ в своих произведениях.

Еще в молодости им завладела мечта побывать в разных странах, познакомиться с их культурой. К. Паустовский говорил, что «мы должны быть владетелями искусства всех времен и всех стран», что «нужно все, что обогащает внутренний мир человека».

Его мечте суждено было сбыться только спустя многие годы: в 1956 году К. Г. Паустовский впервые получил возможность выехать за границу. В начале года он побывал в Карловых Варах в Чехии, а в сентябре Константин Паустовский отправился в круиз «Вокруг Европы» на теплоходе «Победа». Во время этого путешествия он посетил несколько стран: Болгарию, Турцию, Грецию, Италию, Францию, Голландию, Швецию. На протяжении всего пути Константин Георгиевич Паустовский вел дневниковые записи, в которых сохранилось описание мест и впечатления от увиденного. Мир в них представлен глазами художника во всем своеобразии, в цвете. Фокус зрения К. Паустовского в поездках по миру был направлен на шедевры мировой культуры. Встреча с мировым наследием для К. Г. Паустовского была волнительной. На протяжении всего дневника встречаются записи, передающие чувства писателя. Опираясь на свои знания, Константин Георгиевич выбирал из всей массы предлагаемых для осмотра туристам объектов, те, которые вызывали в душе отклик, которые оставляли незабываемые впечатления, неизгладимый след в памяти и в сердце.

Во время этого круиза Паустовский впервые увидел Париж. Впоследствии в очерке «Муза дальних странствий» он писал: «Очарование Парижа овладевает вами внезапно, как только вы прикоснетесь к парижской земле. И овладевает навсегда. Но только в том случае, если вы знали Париж и любили его задолго до этой первой встречи. Для знающего Париж по книгам, по живописи, по всей сумме познаний о нем этот город открывается сразу, как бы покрытый бронзовым отсветом его величавой истории, блеском славы и человеческого гения, обаянием любимых имен, шумом версальских парков, сумраком всегда несколько загадочного Лувра, кипением его пылких народных толп».

В последующие годы К. Г. Паустовский совершил поездки в Болгарию (1959), Италию (1961, 1965), Бельгию (1961), Польшу (1961), Францию (1962), Англию (1964), на остров Капри (1965). Впечатления от зарубежных поездок легли в основу замечательных рассказов и путевых очерков 1950-1960-ых годов: «Муза дальних странствий», «Мимолётный Париж», «Итальянские встречи», «Толпа на набережной», «Огни Ла-Манша», «Живописная Болгария», «Амфора», «Третье свидание», «Географические записи», «Вилла Боргезе» и многих других. В этих произведениях, жанр которых сам Константин Георгиевич определил как «лирическая география», – восхищение красотой природы, архитектурным своеобразием разных стран, глубокое проникновение в культуру тех мест, в которых побывал писатель. Особый акцент сделан на рассказе о людях, окружавших его. И неизменно в каждом из очерков он возвращается к мыслям о России. Знакомство с другими странами «придавало любви к своим русским местам особое очарование». В очерке «Мимолетный Париж» он напишет: «Только побывав на чужбине, можно до конца понять слово «свое». Запах земляники, рыжие глиняные косогоры, стук копыт по лесным гатям, свист соек – это все «свое». То «свое», что всегда дает умиротворение и переполняет сердце нежностью…».

На выставке представлены личные вещи К. Г. Паустовского, побывавшие с ним в поездках по Европе; авторские фотографии писателя, сделанные в путешествиях; книги из личной библиотеки, приобретенные за рубежом. Представленные экспонаты рассказывают о поездках, о встречах с зарубежными коллегами, писателями-эмигрантами и читателями, о славе и мировом признании писателя Константина Паустовского.