Выставка «Мещёрская сторона»

Поделиться  

27 сентября — 23 декабря 2019
Москва, Музей К. Г. Паустовского
По входному билету в музей

Знакомство Константина Паустовского с Мещёрой состоялось в 1930 году. По словам писателя, здесь он нашёл «самое большое, простое и бесхитростное счастье». В 1930-е годы он регулярно приезжал в Мещёрский край, с этими местами связан большой и плодотворный период его творчества.

К. Г. Паустовский подолгу жил в посёлке Солотча, в который попадал из Рязани по узкоколейной железной дороге. Поначалу он останавливался в доме сельской портнихи, затем, вместе со своим другом писателем Рувимом Фраерманом, нашёл приют в доме академика живописи И. П. Пожалостина, у его пожилых дочерей.

В 1930-е годы Константин Паустовский подолгу жил и работал в Солотче, его гостями в разное время были московские литераторы: Аркадий Гайдар, Андрей Платонов, Константин Симонов, Василий Гроссман, Александр Роскин и другие.

Мещёрскому краю посвящено несколько десятков произведений писателя, многие из которых были написаны в Солотче в 1930-е годы. Рассказы мещёрского цикла вошли в сборник «Летние дни» (1937).

«Мещёрская сторона» (1939) – небольшая по объему повесть стала одним из самых известных произведений К. Г. Паустовского и определила поворот в его творческой биографии. Книга стала символом нового круга эстетических поисков писателя, связанных со Средней полосой России.

Начиная со второй половины 1930-х годов, тема природы в произведениях Константина Паустовского становилась все более многозначной, все более тяготела к символу Родины. Образ родной земли складывался из простых, узнаваемых примет и явлений действительности, неброской прелести родной земли, красоты и чистоты русского языка, живых типажей и характеров, не утерявших духовной связи с историческим прошлым России. На идейно-художественном уровне это осмысливалось как движение к обретению человеком идеала и счастья, духовной опоры, источника вдохновения и творчества. Повесть «Мещёрская сторона» стала главным произведением этого периода.

Книга получила большой отклик среди писателей и критиков, приобрела огромную популярность среди читателей. Критик Абрам Дерман отозвался на повесть Паустовского так:

«Я думаю, не будет преувеличением сказать, что в настоящее время Паустовский имеет все права на почетный титул лучшего нашего пейзажиста в современной литературе. Если же принять во внимание, что небольшая книжка «Мещёрская сторона» – высшее достижение Паустовского в области пейзажа, то ясна станет ценность и весомость этой книги».

Сосредоточенность К. Г. Паустовского на красоте окружающего мира способствовала рождению его уникального стиля. «Уход в природу» был отказом писателя от официальных установок в области искусства. В эпоху, призванную воспевать революционные преобразования жизни, социалистические свершения и стройки, в горнилах которых выковывался новый человек, на новом этапе своего творческого развития, Константин Паустовский призывал обрести внутреннюю свободу и гармонию через соприкосновение с Прекрасным.

Выставка «Мещёрская сторона» посвящена 80-летию выхода книги. На выставке представлены уникальные подлинные документы, фотографии и личные вещи писателя из собрания Музея К. Г. Паустовского, связанные с периодом жизни писателя в Солотче и его работой над знаменитой повестью. Здесь впервые публикуются письма Е. С. Загорской К. Г. Паустовскому, которые по-новому раскрывают историю знакомства писателя с Мещёрским краем.

Также на выставке экспонируется автограф набросков глав «Мещёрской стороны» и графические иллюстрации художника С. М. Чехова к произведению из фондов Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ).

В оформлении выставки использованы редкие кадры, сделанные К. Г. Паустовским в Солотче в 1930-1940-е гг.