Выставка творческих работ участников фестиваля

«Добротой можно добиться всего!»

К. Г. Паустовский


Дорогие друзья! На этой выставке представлены творческие работы участников Фестиваля художественного творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья «Блистающие облака», который в 2019 году Музей К. Г. Паустовского проводит уже в третий раз. Фестиваль посвящен экологической теме.

Константин Паустовский — один из первых российских писателей, затронувших в своем творчестве проблему экологии. Стремление к чуткому восприятию законов природы, бережное и заботливое к ней отношение стали творческим и жизненным кредо Константина Паустовского, а тема Человека и Природы — главной темой большинства его произведений.

Писатель верил, что искусство преображает как внутренний мир человека, так и внешний мир, а истоки творчества он видел в ничем не замутненном, светлом и бесхитростным детском мироощущении и миропонимании.

Творчество способно открыть в детских душах новые грани, а неравнодушное отношение к природе, участие в сохранении ее красоты и богатства, приобщает их к всеобщему делу по преодолению экологических проблем, стоящих сегодня перед всем человечеством.

Тема

«Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К. Г. Паустовский)


Мещера. Кордон 273, река Пра.
Фотография: Музей К. Г. Паустовского, 2017

«Нет для нашего сердца милее края, чем Россия, чем ее свежие леса и перелески, поля и заливные луга, тихие реки, звон родников и светлые зори над росистыми зарослями.

Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно живописной — со всей своей грустью, спокойствием и простором, — как средняя полоса России.

Величину этой любви трудно измерить. Каждый знает это по себе».

К. Г. Паустовский. «Далекие годы».


Кадак Радим, 12 лет,
Лужская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы



Федулов Константин, 9 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)



Попкова Полина, 13 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)



Теклин Артем, 17 лет,
Лужская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы


Тема

Природа, добро и красота в произведениях Константина Паустовского

«Мы ходим по земле, но часто ли нам является в голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть эту землю, рассмотреть все, что находится у нас под ногами. А если бы мы нагнулись или даже больше — легли бы на землю и начали рассматривать ее, то на каждой пяди мы бы нашли много любопытных вещей.

Разве не интересен сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, или цветок подорожника, похожий на сиреневый солдатский султан? Или обломок перламутровой ракушки — такой крошечный, что из него нельзя сделать даже карманное зеркальце для куклы, но достаточно большой, чтобы бесконечно переливаться и блестеть таким же множеством неярких красок, каким горит на утренней заре небо над Балтикой. Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое летучее семечко липы? Из него обязательно вырастет могучее дерево. Да мало ли что увидишь у себя под ногами! Обо всем этом можно писать рассказы и сказки».

К. Г. Паустовский. «Сказочник».


Константин Паустовский в Тарусе. Фотография: Галина Кмит, 1963
Из авторского фотоальбома «Однажды в Тарусе»


Дождевая туча и ласточки
Козлов Николай, Мамбетов Эльдияр, Меликджанов Артем, Соколенко Илья,

Школа № 281 (Коррекционное отделение)



Лягушка и разбитый кувшин
Мамбетов Эльдияр, Меликджанов Артем,

Школа № 281(Коррекционное отделение)



Хромая курица
Соколенко Илья
, 16 лет,
Школа № 281(Коррекционное отделение)



Лягушка у погреба
Мамбетов Эльдияр
, 15 лет,
Школа № 281(Коррекционное отделение)



Разговор лягушки и ласточки
Мамбетов Эльдияр, Козлов Николай

Школа № 281(Коррекционное отделение)



Лягушка в банке
Козлов Николай, Мамбетов Эльдияр,

Школа № 281(Коррекционное отделение)



Лягушка под кустом бузины
Мамбетов Эльдияр,
15 лет,
Школа № 281(Коррекционное отделение)



Лягушка у погреба
Козлов Николай
, 17 лет,
Школа № 281(Коррекционное отделение)


Тема

«Краски и свет в природе надо не столько наблюдать, сколько ими попросту жить» (К. Г. Паустовский)


Мещерский лес. Фотография: Музей К. Г. Паустовского, 2017

«Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни».

К. Г. Паустовский. «Золотая роза».


Иванов Вадим, 13 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)



Теклин Артем, 17 лет,
Лужская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы



Волгин Иван, 12 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)



Иванов Вадим, 14 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)



Лазутина Дарья, 13 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)



Сарычева Виктория, 11 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)



Полева Милослава, 5 лет,
Школа № 1248



Кораблина Анастасия, 15 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)



Кочеганова Анастасия, 17 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)



Дадажанов Бахтовар, 9 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)



Киселева Анастасия, 12 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)



Чичурин Федор, 10 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)


Тема

«Для искусства годится только тот материал, который завоевал место в сердце» (К. Г. Паустовский)


Константин Паустовский в саду.
Таруса. Фотография: Алексей Лидов, 1965

«Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

Вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст. Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой».

К. Г. Паустовский. «Золотая роза».


Анашкина Ксения, 15 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)



Барковский Роман, 9 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)



Трифонова Анастасия, 15 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)



Попов Григорий, 15 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)



Разенкова Дарья, 12 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)



Земсков Кирилл, Кривобоков Андрей, Стрельников Виталий, Фролов Богдан,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)



Кожоева Асема, 9 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)



Савицкий Алексей, 17 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)



Парфенов Дмитрий, 10 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)



Домарацкий Данил, 8 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)



Герасимов Матвей, 8 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)



Фонов Глеб, 12 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение).



Багдасарян Давид, Знобищев Владислав, Морозова Елизавета,
Школа №1363 (Коррекционное отделение)



Казакова Полина, 8 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)



Яковлев Евгений, 8 лет,
Cпециальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 31



Разина Вероника, 10 лет,
Школа № 1363 (Коррекционное отделение)


Тема

Человек на планете – разрушитель или созидатель?


Дом и сад Константина Паустовского в Тарусе.
Фотография: Музей К. Г. Паустовского, 2015

«Природа любит, требует равновесия и тишины. Она, по существу, так же ласкова, как и любой хороший человек. Будем же жить с ней в мире, чтобы целиком услышать ее задумчивый голос и узнать радость ее тишины. Пусть тот, кто имеет на это право, благословит нас, людей, на близость к природе и на охрану ее доброго сердца».

К. Г. Паустовский. Из письма Т. А. Паустовской.


Николаева Анита,
5 лет, Школа № 1248



Никандров Николай, 13 лет,
Школа № 108 (Школьное отделение № 68)


Тема

Хранители природы


Таруса. Дали за Ильинским омутом. Фотография: Музей К. Г. Паустовского, 2013

«Природу нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошение земли, надругательства над тем, что принадлежит им по праву».

К. Г. Паустовский. «Повесть о лесах»


Михайлова Алина, 12 лет,
Лужская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы



Березкин Алексей, 11 лет,
Лужская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы


Тема

Заповедные земли и воды России

«Мир человеческих открытий совершенно неизмерим — от колючки простого репейника, вцепившегося в рукав, до горячего гейзера Камчатки, который сообщает воздуху этой страны особый уют и одновременно какую-то загадочность.

Он неслыханно богат, этот край и этот мир, и даже его последняя кромка. И я уверен, что о колючке репейника можно писать отдельные книги, исследования, сказки, испытывая при этом множество живых и веселых происшествий и историй».

К. Г. Паустовский. «Мир моих открытий»


Таруса. Вид на Оку. Фотография: Музей К. Г. Паустовского, 2014

«Хранители природы»
Эссе


Автор текста
Маркина Арина, 14 лет, ТЦСО «Жулебино»

Нашу планету не зря называют «Голубым шариком», «Зеленым домом», она именно такая и есть. Многообразие животного и растительного мира не может не поражать и не вызывать восхищение. И для того, чтобы все это сохранить для потомков, для тех, кто придет на эту планету после нас, нам, людям, нужно стать хранителями природы. Звучит, наверное, несколько пафосно. Но давайте разберемся...

Мы живем в удивительном и прекрасном мире. В то же время, из-за человека, его подчас губительной для окружающего мира деятельности, природа находится в опасности. Многие виды животных занесены в «Черную книгу»: дронт, смеющиеся совы, сумчатые волки, длинноухие кенгуру, мадагаскарский карликовый бегемот, яванский тигр — это только малая часть вымерших по вине человека животных, а ведь есть еще уничтоженные виды растений. Кроме того, существует «Красная книга» с исчезающими видами, есть и не исчезающие пока виды. Возможно, вы спросите, при чем тут виды, не находящиеся на грани гибели? Ведь представителей таких видов много, что называется — «на наш век хватит».

Что же, я приведу пример: странствующий голубь. Около 200 лет назад он являлся самой распространенной птицей Северной Америки. Под тяжестью стай этих птиц ломались ветви деревьев. Но на беду, у этих птичек было очень вкусное мясо и на них стали массово охотиться. Это привело к тому, что последний странствующий голубь умер в 1914 году в зоопарке Цинциннати. Как видите, многочисленный вид был истреблен.

Так же мы губим экологию. Бездумно. Не прогнозируя последствий... Поэтому, как я и говорила вначале, человек должен стать хранителем природы, ее богатств. Чтобы нам было что оставить нашим детям и внукам, нашим потомкам.


Автор фотографий
Васильев Петр, 16 лет, Cпециальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 31


За время существования фестиваля «Блистающие облака» участие в нём приняли десятки специализированных школ и сотни детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мы от всего сердца благодарим авторов замечательных работ, составивших эту жизнерадостную выставку, а также их родителей и педагогов за искреннюю любовь к изобразительному искусству, литературе и по-настоящему творческое и неравнодушное отношение к окружающему миру и природе!

Музей К. Г. Паустовского