Киноновелла «Галка в Тарусе» из цикла «Внутренняя Таруса»

Киноновелла «Галка в Тарусе» из цикла «Внутренняя Таруса», посвящена дочери Константина Паустовского Галине Алексеевне Арбузовой.

Специально для выставочного проекта режиссёром Олесей Акинфеевой подготовлена серия документальных киноновелл о современной Тарусе и её жителях.

Каждый фильм — это портрет героя в неповторимых обстоятельствах личной судьбы. Мы просто наблюдали за жизнью города и его обитателей в надежде постигнуть и почувствовать гений этого места. Все наши герои связаны прочными душевными узами с Тарусой: и те, кто родился здесь, и те, кто приехал за вдохновением, и те, кто оказался в этом месте случайно и остался навсегда, и те, для кого этот город связан с памятью о дорогих сердцу людях. У каждого героя своя Таруса. Этот маленький город окутан множеством легенд, он как будто существует вне объективной реальности, а в уникальном пространстве собственной мифологемы. Таруса — это, прежде всего люди, влюбленные в особое внутреннее состояние, обретенное в одном из самых живописных и притягательных мест на земле

О.Акинфеева, режиссёр проекта

Таруса — старинный русский город, расположенный на высоком левом берегу Оки при впадении в нее реки Тарусы. Благодаря хорошо сохранившимся зданиям XIX века, город имеет статус природно-архитектурного заповедника, внесён в перечень исторических городов России. Впервые упоминается в летописи в 1246 году как центр удельного владения тарусского князя Юрия, сына святого князя Михаила Черниговского. Историки предполагают, что как город Таруса существует с XI века. В XVI—XVII веках на этой территории располагается важный укреплённый пункт «береговой» защиты на южных подступах к Москве, город-крепость. В 1779 году произошёл опустошительный пожар, после которого город был построен заново по регулярному плану. Планировка исторической части города осталась неизменной до наших дней. «Характерная деталь старой тарусской застройки — обилие у домов надстроек, чердачков, мезонинчиков, светёлок. Очень немногие из них поместительны для мало-мальски годного летнего жилья. Как правило, они столь миниатюрны, что мысль о сугубо практическом их значении отпадает. Это — знаки города как зрелища. Они сделаны ради созерцания города и ландшафта, они архитектурное выражение прозора. Мезонинчик с балкончиком или терасской лишь чуть-чуть возвышается над зеленью тарусских садов, зато взгляд с него вырывается на такие просторы, восхищаться которыми можно бесконечно… Картина обширного обжитого ландшафта уводит от простых житейских переживаний; напротив она располагает к бесконечной думе, созвучна возвышенным устремлениям. И тарусские дали имеют свойство утолять духовную жажду» (Разумовский Ф. Большое пространство малого города). Красота ландшафта определила тягу к прекрасному коренных жителей города. Неотъемлемой частью жизни города всегда было творчество. С давних времен Таруса славилась своими гончарами, мастерами по дереву и вышивальщицами, владеющими уникальной техникой — «цветная перивить». Тарусяне гордятся историей своего города, ощущают культурно-историческую связь с прошлым и его знаменитыми обитателями, бережно хранят традиции и неповторимый облик родного города.

Опубликовано 27.03.2020
Поделиться