Выставка

Мещёрская сторона

80 лет повести

«Мещёрская сторона» с большим количеством экспонатов и другие выставки опубликованы на портале «Музейная Москва онлайн»
Обложка книги Мещёрская сторона, 1929 года

«Однажды в бакалее мне завернули кусок голландского сыра в обрывок географической карты.
По своей дурной привычке всегда что-нибудь читать или рассматривать за чаем, я начал изучать этот обрывок карты и вдруг почувствовал холодок под сердцем.
<...>
Бесконечные леса, озера, извилистые реки, едва намеченные пунктиром заросшие дороги, пустоши, деревушки, лесные кордоны и даже постоялые дворы – все, о чем я мечтал в своей жизни, было собрано здесь.
Обрывок карты относился к Мещёрским лесам.
В конце лета я поехал туда, и с тех пор вся моя жизнь круто переменилась, окрепла, приобрела новую ценность, – впервые я узнал как следует срединную Россию».

К. Г. Паустовский «Повесть о жизни»
(глава «Обертка от голландского сыра»)

1

2

«Мещёра – остаток лесного океана.
Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы».

К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона»
(глава «Леса»)

3

1 – Карта. Рязанский уезд. До 1917 г. КП-3187/344
2 – К. Г. Паустовский и неизвестный, сосны. Солотча. 1930-1940-е гг. КП-3172/196
3 – Берег Старицы. На склоне сидят В. В. Паустовская (Навашина) и С. Навашин. Солотча. 1930-1940-е гг. КП-3172/180

Переписка Константина Паустовского и Екатерины Загорской позволяет по-новому посмотреть на историю знакомства писателя с Солотчей и Мещёрским краем.

Письмо. E. C. Паустовская (Загорская) — К. Г. Паустовскому. Рязань. 31 июля 1930 г. КП-2838/782

Рязань, 19-31 июля 1930 г.

<…>
Я бы очень хотела, чтобы ты приехал 4-го, но это имело бы смысл, если приедешь на 2-3 дня: мы поехали бы в Солотчу. Я видела в музее фотографии Солотчинского монастыря. Около монастыря, по-видимому, это очень старинное и красивое место. Приезжать же на один день не стоит: только себя утомишь. Если у меня не будет квалификации 3-го, я все равно скоро вернусь в Москву, мне бы хотелось только посоветоваться с [неразб.].
<…>

Письмо. К. Г. Паустовский — Е. С. Паустовской (Загорской). Москва. Первая половина августа 1930 г. КП-2838/163

Москва, август 1930 г.

<…>
Крол, сейчас Оля встретила Клару. Посылаю только белый хлеб Димушке и плюшки. Папиросы – Анне Матвеевне. Сегодня получил твое письмо о Солотче и страшно рад, – мне очень хочется поехать в Солотчу. Завтра утром вышлю тебе еще 20-25 рублей. Отпуск у меня будет или с 12-го авг. или с 17-го, – как я захочу. По-моему лучше с 17-го – до тех пор я устрою все свои лит. дела. Приедешь ли ты до отпуска в Москву?
<…>

Письмо Е. С. Загорской К. Г. Паустовскому

Письмо К. Г. Паустовского Е. С. Загорской

1

Монастырь в Солотче

2

Солотча. Река Пра. Фотография К. Г. Паустовского

1 – Вид на монастырь. Солотча. 1930-е гг. КП-3172/165
2 – Солотча. Фотография К. Г. Паустовского. 1937 г. КП-3172/186

Письмо Е. С. Загорской К. Г. Паустовскому

Письмо. Е. С. Паустовская (Загорская) – К. Г. Паустовскому. Рязань. 10 августа 1930 г. КП-2838/787

<…>
Саша приехала только 8-го и в тот же день я уехала в Солодчу с Димом. Пробыли два дня. Места чудесные: соединение озерец с Дарницей. Река и луговые просторы, как в озерцах, обрывы, сосны и пески, как в Дарнице.
С одной стороны – монастырь и вытянутая в линию деревня, с другой – лес (сосновый), где в бараках и [грязных] дачах дома отдыха для туберкулезных – ряд маленьких белых домиков за оградой в лесу. При прот<екции> Ал. Вас. там можно получать еду 4 р. в день за 2 р. Но и это еще не наверное.
В деревне комнаты от 15 до 20 р. Сторговаться здесь труднее, хотя можно. Яйца, овощи можно [неразб.] по дороге в город. Есть дачники даже из Ленинграда – питаются картошкой, огурцами, яйцами, творогом, молоком, тем, что можно достать в деревне, и вид у них прездоровый. Дим сразу там повеселел. В санатории есть специальное отделение для детей с туберкулезом [неразб.]. Стараюсь при посредстве Ал. Вас. устроить туда Дима, но вряд ли удастся. У крестьян комнаты я присмотрела, сговорились, но задатка еще не давала, т.к. Ал. Вас. [может быть] устроит нам комнату на даче для врачей в лесу и с электричеством. Выяснится только 15-го.
Сегодня я собиралась поехать в Москву, но ночью передумала: Оля может собрать все одна, а мне разумнее съездить позже, когда уже ты приедешь, если понадобится. Пусть Оля сейчас достанет все продукты, какие можно, побольше конфект и папирос, печенье, если дают по детской книжке.
<…>

1

«За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времен Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: «мерин». Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося «мерина». Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны».

К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона»
(глава «Первое знакомство»)

Знакомство Константина Паустовского с Мещёрой состоялось в 1930 году. По словам писателя, здесь он нашёл «самое большое, простое и бесхитростное счастье». В 1930-1940-е годы К. Г. Паустовский регулярно приезжал в Мещёрский край, с этим краем связан большой и плодотворный период его творчества.
К. Г. Паустовский подолгу жил и работал в посёлке Солотча, куда попадал по узкоколейной железной дороге.

1 – Вагон узкоколейки. 1920-1930 гг. КП-2691/6
2 – Железнодорожные билеты. Московско-Окское пароходство. Пригородная линия. Рязань. Узкоколейка. КП-3077/27, КП-3077/30
3 – Книга. Путеводитель. Рязань-Солотча-Клепики-Тума/ред. И. Н. Гаврилов, худ. В. А. Кузьмин. – Рязанское книжное издательство, 1960. КП-3099/223
4 – Книга с двумя приложениями. Г. Державин. Д. Солодовников. Е. Яблочков. Поездка в Солотчу. Путеводитель. – Рязань: Общество исследователей Рязанского края. КП-1062

3

4

1

3

2

« — Чей это дом? — спросил я вековушу.
— Да как же! Академика Пожалостина, знаменитого гравера. Умер он перед революцией, а старуха — его дочь. Их там две живут старухи. Одна совсем дряхлая, горбатенькая.
Я недоумевал. Гравер Пожалостин — один из лучших русских граверов, работы его разбросаны всюду: у нас, во Франции, в Англии, и вдруг — Солотча!
<...>
На следующий год я поселился у Пожалостиных. Я снял у них старую баню в саду. Сад был заглохший, весь в сирени, в одичалом шиповнике, в яблонях и кленах, покрытых лишаями.
На стенах в пожалостинском доме висели прекрасные гравюры — портреты людей прошлого века. Я никак не мог избавиться от их взглядов. Когда я чинил удочки или писал, толпа женщин и мужчин в наглухо застегнутых сюртуках, толпа семидесятых годов, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием. Я подымал голову, встречался взглядом с глазами Тургенева или генерала Ермолова, и мне почему-то становилось неловко.
Солотчинская округа — страна талантливых людей».

К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона»
(глава «Родина талантов»)

Гостями дома И. П. Пожалостина в Солотче в разное время были московские литераторы: Аркадий Гайдар, Андрей Платонов, Константин Симонов, Василий Гроссман, Александр Роскин и другие.
Мещёрскому краю посвящено несколько десятков произведений Константина Паустовского, многие из которых были написаны в Солотче в 1930-е годы. Рассказы мещёрского цикла вошли в сборник «Летние дни» (1937).

4

5

1 — К. Г. Паустовский. Солотча, 1930-е гг. КП-3172/153
2 — Слева направо: В. С. Фраерман, ее племянник, К. Паустовский, актер Саша, Р. И. Фраерман и Н. В. Ильина за обедом вместе с родными и друзьями. 1949 г. КП-1119/2
3 — Неизвестная. Солотча. 1930-е гг. Автор фотографии К. Г. Паустовский КП-3172/185
4 — На крыльце дома И. П. Пожалостина. Солотча. 1930-е гг. КП-2692/15
5 — Ворота и колодец дома И. П. Пожалостина. Солотча. 1930-е гг. Автор фотографии К. Г. Паустовский КП-2692/13
На фоне: Надворные деревянные постройки. Солотча. 1930-е гг. Автор фотографии К. Г. Паустовский КП-3172/170

Олег Михайлович Соболь

Иван Петрович Пожалостин (1837—1909)

Известный русский художник, мастер репродукционной гравюры. Иван Петрович — выходец из крестьян, рос сиротой, с детства обладал талантом рисования. Окончил Императорскую Академию художеств. Его резцу принадлежат портреты Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. П. Брюллова и других деятелей литературы и искусства. В 1871 году за гравюру «Несение креста» с оригинала Л. Карраччи ему была присуждена степень академика.
С домом в Солотче, где жил художник со своей семьей, была связана значительная часть творческой биографии К. Г. Паустовского. В 1992 году в этом доме был открыт Дом-музей И. П. Пожалостина. Литературный раздел экспозиции музея посвящён К. Г. Паустовскому и его друзьям-писателям.

Письмо К. Г. Паустовского председателю Рязанского облисполкома в защиту Дома И. П. Пожалостина. 1940-е гг. КП-3172/285

Письмо К. Г. Паустовского в защиту Дома Пожалостина. Лист 1

Письмо К. Г. Паустовского в защиту Дома Пожалостина. Лист 2

На фоне: Дом И. П. Пожалостина. Солотча, 1930-е гг. КП-3172/171

Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.
Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловатые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль.
Пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек».

К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона»
(глава «Мой дом»)

Фрагмент дома в Солотче. Солотча. 1930-е гг. КП-3172/164
К. Г. Паустовский. 1940-е гг. КП-3172/144

Письмо. К. Г. Паустовский — Н. С. Алянской. Солотча. 31 августа 1948 г. КП-3194/23

Солотча, 31 августа 1948 г.

Ниночка, дорогая, спасибо тебе за письмо. В здешней глуши получать письма из Москвы – событие.

Жалко, конечно, что с Тимирязевкой пока что не получается, но «велик бог земли русской». В конце концов, все будет хорошо.

Я живу сейчас совершенно один в большом и пустом доме (если не считать слегка выжившей из ума девяностолетней старухи). Пишу при свечах (керосина нет) и вообще одичал, – как бы не разучиться разговаривать. Но хорошо – пусто, тихо, одиноко. В лесах и лугах — сыро, пасмурно, но тепло. Рыба клюет бешено, – вчера принес три кило язей.

Знаешь ли ты, что сюда приезжал Саша (Фединский) и мы были с ним в глубине мещорских лесов на реке Пра. Места таинственные, совершенно сказочные, таких я еще не видел. Жили пять дней в избе у лесника, на лесном Кордоне. По ночам вокруг избы трубили лоси. Вокруг озера – места совершенно нестеровские. Было весело, главным образом благодаря Фраерману, который напоминал мистера Пиквика в глуши мещорских дебрей. Охотились, ловили рыбу, ели кандер из жестяного таза, спали на сеновале, проваливались по пояс в трясины. Подробно расскажу, когда приеду, а приеду я скоро – числа 5–6-го и буду жить весь сентябрь в Переделкине.

Здесь я, конечно, почти не работал (не могу сидеть в доме, все время тянет на Прорву), и в Москве будет жестокая расплата – придется засесть за «литературные труды». Поцелуй папу. Смотри, чтобы он окончательно не проигрался па бегах.

Вчера приехала киноэкспедиция снимать Мещорский край. Поймали меня и мучили весь день, – в общем, они, киношники, ни черта не понимают в природе. Пришлось «консультировать».

Целую тебя. Привет всем.

К. Паустовский

Письмо. К. Паустовский — Н. Алянской. Солотча. 31 августа 1948 г
1

Рыболовные крючки К. Паустовского

2

Р. И. Фраерман и А. П. Гайдар у дома в Солотче.

3

Путиводитель по Подмосковью


1 — Рыболовные крючки «Au lion d’or» из рыболовных принадлежностей К. Паустовского. КП-2773/129
2 — Р. И. Фраерман и А. П. Гайдар у дома в Солотче. 1930-е гг. КП-3172/154
3 — Подмосковье. Туристская маршрутная схема по рекам Мещёры (Буже и Пре).– Москва.: Главное управление геодезии и картографии министерства геологии и охраны недр СССР.– 1963 г. КП-3183

Паустовский с рыбой в руках
Рыболовные снасти Паустовского

«Мы давно уже знали, что все рыболовы делятся на глубоких неудачников и на счастливцев. У счастливцев рыба клюет даже на дохлого червяка. Кроме того, есть рыболовы – завистники и хитрецы. Хитрецы думают, что они могут перехитрить любую рыбу, но никогда в жизни я не видел, чтобы такой рыболов перехитрил даже самого серого ерша, не говоря о плотве».

К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона» (глава «Небольшое отступление от темы»)

Членский билет общества Рыболов спортсмен


1 — К. Г. Паустовский, 1940-е гг. КП-3172/143
2 — Моток лески на пластмассовой катушке, поплавки из рыболовных принадлежностей К. Г. Паустовского. КП-2773/125, КП-2773/114, КП-2773/118
3 — Членский билет. К. Г. Паустовского – члена Московского Добровольного Общества «Рыболов-спортсмен». 1945 г. КП-3109/39

К. Паустовский с А. Гайдаром на рыбной ловле. Солотча, 1930-е гг.

К. Г. Паустовский на пикнике

Паустовский на рыбной ловле с неизвестным


4 — К. Г. Паустовский с А. П. Гайдаром на рыбной ловле. Солотча. 1930-е гг. КП-3172/148
5 — К. Г. Паустовский, Валентина Сергеевна Фраерман (?) с собакой Фунтиком. Солотча. 1930-е гг. КП-3108/65
6 — К. Г. Паустовский и неизвестный ловят рыбу. Зима, берег реки в снегу. Солотча. 1930-е гг. КП-3172/172
7 — Моток лески из рыболовных принадлежностей К. Г. Паустовского. КП-2773/120
Паустовский К. Г. (Солотча) — сыну Паустовскому Вадиму. 06.08.1938 г.
Паустовский сидит  за столом 1940-е гг.
К. Г. Паустовский. 1940-е гг. КП-3172/145

Письмо. К. Г. Паустовский — сыну Вадиму Паустовскому. Солотча, 6 августа 1938 г. КП-3174/18

Димушка, спасибо за письмо. Боюсь, что это письмо не застанет тебя в Уречье, поэтому через несколько дней напишу тебе в Москву.

Здесь весь месяц стояла чудовищная невыносимая жара, хотя и был страшный ураган,— луга и поля сгорели, все коричневое, и уже от засухи осыпаются, как осенью, деревья. Полтора месяца не было ни капли дождя, в лесу и в саду повалило много деревьев. Солотча очень испортилась,— вся запружена дачниками, по главной улице автомобили носятся беспрерывно, как в Москве, и рыбы почти не стало. Чтобы поудить по-настоящему, приходится уходить на Черное озеро и даже дальше, на Поганенькое — очень глухое озеро с зыбучими берегами. Там берут окуни в 3–4 фунта, похожие на поросят, но очень вялые, их тащишь из воды, как корягу.

Дачников много даже на Сегдене. Я тоже научился ездить на велосипеде, но езжу пока очень плохо, — должно быть, из-за близорукости, из-за каждой канавки падаю. Я здесь работаю, хотя очень мешает жapa.

Чуть не забыл написать тебе, – в день отъезда из Москвы я не нашел свой билет (литфондовский), чтобы оставить его тебе, да и времени искать его не было, надо было ехать на вокзал. Когда ты вернешься в Москву, я пришлю тебе записку в Литфонд, ты пойдешь, и тебе по записке выдадут бумагу.

Напиши мне о своих дальнейших планах. Как ты себя чувствуешь, совсем ли здоров. Меня опять (хотя и недолго) трясла здесь малярия.

Приезжал ко мне директор Центрального детского театра — советоваться насчет постановки «Созвездия». Художником будет Эрдман. Знаешь ли ты такого? Получил письмо из Комитета по делам искусства
о том, что с зимы пьеса пойдет во многих театрах по Союзу.

Пиши. Жаль, что в Уречье тебе не удалось половить рыбу. У нас здесь тоже есть смешной кот — он украл окуня, у которого в горле остался английский крючок, съел его и чуть не умер — две недели ничего не ел, только пил и стал худой, как скелет. Очевидно, крючок где-нибудь зарос внутри у кота.

Целую тебя крепко. Пиши обо всем.

Папа

«В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен — так же, как картины Левитана. Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы».

К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона»
(глава «Обыкновенная земля»)

1

Деревянный мост. Фотография К. Г. Паустовского. Мещёра. 1930-е гг.

Начиная со второй половины 1930-х годов, тема природы в произведениях Константина Паустовского становилась все более многозначной, все более тяготела к символу Родины. Образ родной земли складывался из простых, узнаваемых примет и явлений действительности, неброской прелести родной земли, красоты и чистоты русского языка, живых типажей и характеров, не утерявших духовной связи с историческим прошлым России.

К. Г. Паустовский был увлечен фотографией. Сохранилось немало снимков, сделанных писателем в 1930-1940-е годы в Солотче. Вглядываясь в их сюжеты, в лица людей, изображённых на фотографиях, можно обнаружить их сходство с героями знаменитой повести и рассказов мещёрского цикла. В «Мещёрской стороне», вместе с великолепными описаниями и зарисовками природы, герои Паустовского создают обобщённый образ навсегда уходящей России.

2

3

4

5

«В лугах — в землянках и шалашах — живут болтливые старики. Это или сторожа на колхозных огородах, или паромщики, или корзинщики. Корзинщики ставят шалаши около прибрежных зарослей ивняка.
Знакомство с этими стариками начинается обыкновенно во время грозы или дождя, когда приходится отсиживаться в шалашах, пока гроза не свалится за Оку или в леса и над лугами не опрокинется радуга.
Знакомство всегда происходит по раз навсегда установленному обычаю. Сначала мы закуриваем, потом идёт вежливый и хитрый разговор, направленный к тому, чтобы выведать, кто мы такие, после него — несколько неопределенных слов о погоде («заладили дожжи» или, наоборот, «наконец-то обмоет траву, а то все сушь да сушь»). И только после этого беседа может свободно переходить на любую тему».

К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона»
(глава «Старики»)

6

1 — Мост деревянный. Мещёра. 1930-е гг. КП-2692/6
2 — Мельница. Солотча. 1930-е гг. КП-2692/12
3 — Неизвестный мальчик около дома. Солотча. 1930-1940-е гг. КП-3172/191
4 — У реки. Солотча. 1930-е гг. КП-2692/19
5 — У леса. Мещёра. 1930-е гг. КП-2692/11
6 — Неизвестные сидят на скамье. Солотча. 1930-е гг. КП-3172/162
7 — В лесу. Мещёра. 1930-е гг. КП-2692/10
Автор фотографий К. Г. Паустовский

7

«С каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории».

К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона»
(глава «Обыкновенная земля»)

Книга «Мещёрская сторона» вышла в печать в 1939 году. Повесть приобрела огромную популярность среди читателей, получила большой отклик среди писателей и критиков.
Критик Абрам Дерман отозвался на повесть Паустовского так:
«Я думаю, не будет преувеличением сказать, что в настоящее время Паустовский имеет все права на почетный титул лучшего нашего пейзажиста в современной литературе. Если же принять во внимание, что небольшая книжка «Мещёрская сторона» – высшее достижение Паустовского в области пейзажа, то ясна станет ценность и весомость этой книги».

«Мещёрская сторона» много раз издавалась при жизни К. Г. Паустовского и в последующие годы с иллюстрациями замечательных художников.
Первое издание повести вышло в «Детиздате» с иллюстрациями художника Дементия Шмаринова.
В 1947 году повесть «Мещёрская сторона» была издана отдельной книгой в издательстве «Детгиз». Книгу проиллюстрировал художник Сергей Чехов.
К иллюстрации знаменитой повести К. Г. Паустовского обращаются современные художники.

Дементий Алексеевич Шмаринов

Дементий Алексеевич Шмаринов (1907 — 1999)

Выдающийся российский график, иллюстратор и педагог. Народный художник и заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Ленинской и Сталинской премий. Автор широко известных иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского и других русских и зарубежных писателей-классиков. Дементий Шмаринов стал иллюстратором первого издания книги К. Г. Паустовского «Мещёрская сторона» (1939).

Обложка повести Мещёрская сторона
Иллюстрация к повести Мещёрская сторона
Иллюстрация к повести Мещёрская сторона

Мещорская сторона – М.–Л.: Детлит, 1939.-36с. КП-2685

Иллюстрация к повести Мещёрская сторона
Иллюстрация к повести Мещёрская сторона

Мещорская сторона. – М.–Л.: Детгиз, 1947 г. КП-2686

Сергей Михайлович Чехов (1901 — 1973)

Известный российский художник-график, родной племянник Антона Павловича Чехова, создатель и хранитель семейного архива. Сергей Михайлович проявил себя как неповторимый художник книги. Его собственное творчество во многом связано с наследием всемирно прославленного А. П. Чехова, большое число своих работ он посвятил его произведениям и знаменитым чеховским местам – Мелихову, Ялте, Сахалину.
С. М. Чехов – автор рисунков ко второму изданию повести К. Г. Паустовского «Мещёрская сторона» (1947). Оригинальные графические работы хранятся в РГАЛИ в фонде художника, они экспонировались на выставке в Музее К. Г. Паустовского в 2019 году.

Обложка повести Мещёрская сторона
Иллюстрация к повести Мещёрская сторона
Иллюстрация к повести Мещёрская сторона
Олег Михайлович Соболь

Олег Михайлович Соболь

Художник занимается графикой и росписью православных храмов. Олег Михайлович является автором серии иллюстраций к произведениям К. Г. Паустовского, которые были подарены в коллекцию музея в 2001 году. Работы Олега Соболя неоднократно экспонировались на музейных выставках. В 2019 году иллюстрации художника вошли в выставку «Мещёрская сторона», приуроченную к 80-летию выхода первого издания знаменитой повести.

Рисунок Соболя. Комната
Рисунок Соболя. Кот-Ворюга
Рисунок Соболя. На рыбалке
Рисунок Соболя. Рыболов

Иллюстрации к повести К. Г. Паустовского «Мещёрская сторона». Художник О. М. Соболь. 1988 г.
КП-1977/40, КП-1977/43, КП-1977/47, КП-1977/36

В 1966 году в Мещёре проходили съёмки документального фильма «Дорога к Чёрному озеру» о К. Г. Паустовском и его творчестве. Фильм снимался в Москве, Ялте, Солотче, Тарусе. Лента так и не вышла на экраны. Подлинная плёнка хранится в Госфильмофонде.

Солотча. Лето 1966г. Кадры из фильма «Дорога к Черному озеру». Режиссер Ю. Рябов, оператор Ф. Овсянников.

Альбом с уникальными фотографиями, сделанными во время съёмок фильма «Дорога к Чёрному озеру» (1966) кинооператором картины Ф. И. Овсянниковым. КП-3175

«На первый взгляд — это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, — этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь».

К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона»
(глава «Бескорыстие»)

Выставка подготовлена Музеем К. Г. Паустовского
Использование материалов выставки возможно только с разрешения музея